Алленова Наталья Федоровна
Кружковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Воспитание-процесс, протяженный во времени. Будучи педагогически процессом, в качестве необходимого условия успешности, он предпочитает формировании определенных психологических по своей природе предпосылок и качеств. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостности личности, подлинно самостоятельной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. При общении детей к традициям, истории культуре Отечества помогут детям расширить социальный и исторический кругозор ребенка, активно развивать речь, совершенствовать эстетический вкус.
Средний дошкольный возраст должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 4-5 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье
Цель - воспитать гуманную, духовно- нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, знающих историю своей страны.
Задачи:
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам,
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким,
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Перспективный план работы
№ Тема Задачи Оборудование
Октябрь
1. «Жили – были дед и баба»
- познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой);
- воспитывать интерес к русской бытовой культуре. Иллюстрации русской избы, домашней утвари, орудий труда. Мультимедийная презентация «Русская изба».
2. «Теремок»
- познакомить детей с традициями строительства избы (художественные и символические особенности, с ее внешним и внутренним убранством;
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России. Картинки и иллюстрации русской избы.
Чтение сказки «Теремок».
Аппликация «Домик».
3. «Ой, вы, гости – господа»
- познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях;
- продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью;
- воспитывать любовь к русской народной культуре. Мультимедийная презентация:
«Правила поведения в гостях».
Набор посуды, домашней утвари.
4. «Чудесный сундучок» - закрепить названия и различия овощей; - развивать умение различать овощи по цвету, вкусу, величине и форме, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, Дидактическая игра «Определи на вкусу», свежие овощи, дидактические игры «Какой формы», «На что похоже».
морковь;
- формировать умение отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки.
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
Ноябрь
1. «Матрешка – красавица»
-познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой.
-показать разнообразие видов данной игрушки.
- формировать эстетический вкус. Набор матрёшек разных мастеров. Мультимедийная презентация: «Вот она какая русская красавица». Шаблоны матрешек для пальчикового рисования, гуашь, салфетки.
2. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.
-познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком. Рисование, конструирование из коробков «Русская изба» (спичечные коробки, клей, цветная бумага, пословицы о печке.
3. «Волшебная дудочка» -познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками.
-воспитывать у детей интерес к народной мелодии. Погремушки, бубны, барабан, колокольчики, деревянные ложки, аудио плеер.
4. «Баю – баю – баю – баю – бай, поскорее засыпай» -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой.
-познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и Картинки и иллюстрации с изображением люльки и колыбели. Сборник
колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни).
-воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству. «Колыбельные песенки». Коляски для кукол.
Декабрь
1. «Веселые ложки»
-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой.
-познакомить с предметами быта: деревянными ложками.
-воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. Деревянные ложки разных мастеров.
2. «Деревянная забава» -познакомить детей с филимоновской игрушкой.
-вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними. Иллюстрации, открытки филимоновской игрушки. Игра с глиняными свистульками, погремушками, зайчиками.
3. «Фока воду кипятит и
как зеркало блестит»
-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. -познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси.
-воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. Самовар, чайная пара, сахар кусковой, картинки с изображением чаепития на Руси.
4. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» -познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом.
-рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание) на Новый год.
-привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных Беседа на тему: «Как раньше украшали ёлку и отмечали Новый год».
Цветная бумага, клей, ножницы, трафареты, салфетки.
игрушек к Новому году.
-воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России.
Январь
1. «Кто же в гости к нам пришел?» -познакомить детей с домовенком Кузей. Игрушка домовёнок Кузя. Видеоплеер, мультфильм «Домовёнок Кузя».
2. «Пришла Коляда – отворяй ворота».
-продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками.
-воспитывать интерес к русским народным праздникам. Мультимедийная презентация: изображение гуляний и колядок.
Хоровод с еловыми веточками.
Февраль
1. «Хозяйкины помощники».
-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.
-познакомить детей с «хозяйкиными помощниками»: ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской.
-воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. Ведро, коромысло, корыто, стиральная доска. Чтение сказки «Федорино горе», рассматривание картинок к сказке.
2. «Волшебная Дымка». -продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.
–расширять представления детей о народной игрушке.
-познакомить с Дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой Дымковская игрушка: барышня, лошадка, наездник, индюк.
росписи.
3. «Глиняное чудо»
(русская свистулька)
-расширять представления детей о народной игрушке.
- познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.
–воспитывать интерес к русской глиняной игрушке. Картинки с изображением игрушек филимоновских мастеров.
4. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».
-продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря – Масленицей. -рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны). -воспитывать интерес к русским народным праздникам. Соломенная кукла, блины, стихотворения о проводах русской зимы. Хороводы с колокольчиками, с платками.
Март
1. «Этот чудесный мир природы»
-Расширить первоначальное представления о лесе, его обитателях.
-Развивать логическое мышление.
-Закрепить знания о домашних и диких животных, деревьях, птицах, о временах года.
-Развивать интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
-Дать понятие о нормах поведения в лесу. -Совершенствовать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Дидактическая игра
«Когда это бывает?»;
«Найди детёныша»
Мяч, игрушка-персонаж Колобок, письмо, мультимедийное пособие.
2. «Жаворонки» - формировать интерес к традициям своего народа. - воспитание художественного вкуса, любви к народному творчеству. Прослушивание аудиозаписи песенки – заклички «Жаворонок».
Аппликация «Жаворонок».
3. «Волшебные спицы». -познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них.
-рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).
-воспитывать интерес к русской бытовой культуре. Спицы вязальные, нитки, вязаные вещи.
4. «Красная горка».
-познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха.
-рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки.
Расписные пасхальные яйца, картинки с изображением куличей. Мультимедийная презентация: «Пасхальный праздник»
Апрель
1. «Берёза символ России» - расширить знания детей о берёзе, обратить внимание на использовании в хозяйственных целях. - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Демонстрация картинок, открыток, фотографий. Рисование:
«Русская берёзка».
2. «Русская балалайка» -познакомить детей с музыкальным инструментом:
русской балалайкой.
-воспитывать у детей интерес к народной мелодии. Балалайка, аудиозапись игры на народных инструментах
3. «Дружат дети всей земли» - формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей.
- закреплять знания о разных национальностях. Подвижная игра под музыку «Чунга – Чанга». Презентация «Разные расы».
4. «Шутку шутить – людей -познакомить детей с потешным фольклором – Книги со скороговорками.