Юлия Полина
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Только тот сможет стать настоящим педагогом,
кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
Я, Полина Юлия Вячеславовна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Мой педагогический стаж 5 лет. Прошла аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (СЗД) воспитателя в октябре 2015 года. Организую свою деятельность в соответствии с ФГОС ДО и ООП МБДОУ детского сада №14, разработанной на основе ООП дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использую в работе программный материал Сорокиной Н. Ф., Миланович Л. Г. «Театр-творчество-дети».
Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Взаимодействуя с детьми, общаясь с коллегами, встречаясь с родителями воспитанников дошкольного учреждения, я постоянно нахожусь в творческом поиске, в целях повешения профессиональной компетенции и самореализации в обществе. В своей педагогической деятельности предпочитаю нетрадиционные занятия с дошкольниками, где возможно проявление творчества, инициативы и самовыражения всех участников образовательного процесса.
«Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
жизненной тропой».
Тема моей работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Мною были изучены материалы Антипиной Ч. А. «Театральная деятельность в детском саду», Чуриловой Э. Г. «Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников». Я познакомилась с методическими материалами Сорокиной Н. Ф., Миланович Л. Г. «Театр-творчество-дети».
Дальнейшее создание условий предусматривало оснащение РППС в группе в соответствии ФГОС ДО. Был выделен и насыщен Уголок театра, где представлены костюмы и маски знакомых сказочных персонажей, атрибуты для осуществления игр-драматизаций. Имеются несколько видов театра : бибабо, пальчиковый театр, теневой и т. д.
Для выявления уровня развития детей 3-4 лет, в частности, развития творческой активности, был осуществлён мониторинг.
Значимость и актуальность данной работы распространяю среди коллег, выступая по данной теме на педагогическом совете ДОУ и публикую свои достижения и педагогический опыт на страницах сетевых педагогических сообществ.
Существует проблема, которая волнует множество педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Работу с детьми организую, основываясь на следующих принципах Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязанных с другими разделами программы МБДОУ детского сада №14.
Принцип координации деятельности педагога – деятельность воспитателя согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
Принцип преемственности – взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи (родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье).
Цель моей работы: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Формировать у детей образно – выразительные умения, имитируя характерные движения героев сказок.
2. Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
3. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
4. Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
5. Помочь детям самоутвердиться, самореализоваться в группе сверстников, повысить свой статус в детском коллективе - из числа робких, застенчивых перейти к числу активных, успешных.
Ведущая педагогическая идея – развитие ребенка, как активной и творческой личности в процессе театрализованной деятельности с детьми.
Мною выделены основные направления работы по организации театральной деятельности с детьми :
Театральная игра-
Задачи: Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика-
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи-
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Работа над спектаклем-
Задачи: формировать умения отображать сюжет, этюд по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
Игра - основной вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. Именно в них решаются задачи детской театрализованной деятельности. В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекает ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Младший дошкольник не способен в полной мере овладеть театральным искусством. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его содержания и, особенно, от собственного актерства. Театрализованные игры младших дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В них развиваются различные виды детского творчества : художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
В регламентированной образовательной деятельности с детьми театрализованная игра включается мной как игровой прием или форма обучения дошкольников. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения регламентируемой образовательной деятельности, способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы ( Тема РОД: «С Петрушкой в зимний лес», игровой приё м: «Артист, развесели зайку» и т. д).
Свободная совместная деятельность детей и взрослых : это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией - «Строим домик-театр».
Всё это развивают творческие способности ребенка и представляют собой специфический вид художественной деятельности.
Для расширения творческой активности детей, мною организован театральный кружок для воспитанников 3-4 лет «Забава». Работа в кружке осуществляется по разработанной мною рабочей программе, где совместно с детьми предусматривается решение следующих задач:
- Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
- Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.
- Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).
- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
- Развитие творческих способностей ребенка.
Вовлечение детей в театральную деятельность, осуществляю с применением следующих приё мов:
1. Выбор детьми роли по желанию;
2. Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; 3. Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
4. Проигрывание ролей в парах.
Используя методический материал М. Ф. Сорокиной и Н. Г. Миланович, я постепенно расширяю игровой опыт младших дошкольников за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши.»)
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).
У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка.», «Тили-бом»).
Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает дошкольника всесторонне, но и помогает раскрыть детское творчество в интеграции со всеми образовательными областями.
Решение задач по развитию творческой активности происходит во всех видах детской деятельности (коммуникативной, двигательной, изобразительной, музыкальной, и т. д.).
В целях, выявления результативности развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности я провела педагогическую диагностику 2 раза в год (в начале и в конце года). Анализируя её итоги за 2014-2015 учебный год можно сделать вывод, что у детей младшего дошкольного возраста заметно улучшились показатели (методический инструментарий Б. Ф. Ломова, характеризующие развитие творческой активности детей.
Развитие театральной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Мною проведено родительское собрание на тему: «Театр и детское творчество», выпущены буклеты «Детский театр –дорога к творчеству». Привлекаю родителей к участию в миниспектаклях, развлечениях в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае, наша совместная работа способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому и творческому развитию детей. Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Благодаря сетевому взаимодействию МБДОУ детского сада №14 с Верхне-Верейским Домом творчества, с МБОУ Проволоченская ООШ, с сельской библиотекой мы посещаем данные учреждения с целью ознакомления с социальным окружением, с миром предметов, с новыми людьми, расширяя тем самым опыт общения, культурного поведения. В перспективе мы с детьми планируем показ миниспектакля для посетителей сельской библиотеки.
Свой педагогический опыт и свои достижения распространяю среди педагогов, выступая на педагогическом совете МБДОУ детского сада №14. Участвовала в семинаре нашего ДОУ. Систематически пополняю предметно пространственную среду для воспитанников в соответствии ФГОС ДО для успешного решения творческих задач в детском коллективе. Мною разработаны рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет и даны консультации по данной проблеме: «Развиваем творчество вместе», «Как устроить домашний спектакль» и т. д.
Транслирую свой педагогический опыт через педагогические сетевые сообщества. Я зарегистрирована на образовательном портале МААМ. RU, где публикую свой опыт работы.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования
"ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией H.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Антипина Ч. А., Театральная деятельность в детском саду. М. : Просвещение, 2013
3. Березина В. Г., Детство творческой личности. - СПб. : издательство Буковского, 1994.
4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам.
- Просвещение, 2000.
5. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей. -1995.
6. Рогов Г. Л. Театр в жизни. Сб. «Эстетическое воспитание в семье» –
М. : Искусство, 2001.
7. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г., Театр-творчество-дети. – М. СФЕРА, 2005
8. Чурилова Э. Г., Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников. – М. : Искусство, 2002