Оксана Лаврова
Создание инновационной развивающей среды в условиях современного ДОО через реализацию УМК «Мозаичный Парк»
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегической задачей развития современного дошкольного образования является обновление его содержания, поиск и внедрение новых образовательных технологий для детей дошкольного возраста вместо устаревших методик обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании реализуются в развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО «развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Это важный компонент образовательного пространства, в котором протекает жизнь ребёнка. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способностей ребёнка, определяет особенности личностного развития на уровне дошкольного детства, даёт ребёнку возможность проявлять инициативу и самостоятельность. Сделать среду дошкольного образования максимально безопасной, полезной и интересной для детей призван учебно-методический комплекс дошкольного образования (УМК) «Мозаичный ПАРК». Сформированная предметно – пространственная среда согласуется с принципами дошкольного образования, обозначенными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. УМК обеспечивает развитие мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности по направлениям: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №88 «Центр развития ребенка» «Улыбка» г. Белгорода является пилотной площадкой, апробирующей и внедряющей программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный ПАРК».
Программа инновационной площадки рассчитана на 3 года (с 1 июнь 2017 по августа 2020 г).
Главная цель пилотной площадки – изучение образовательных эффектов реализации УМК «Мозаичный парк» как инструмента достижения требований ФГОС ДО и развития творческого потенциала личности дошкольника.
Как результат данной инновационной работы- успешное функционирование в ДОУ групп, реализующих УМК. Продукция ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», включающая методическое обеспечение, детскую развивающую продукцию и оборудование, игры, игрушки и игровые материалы, даёт возможность достижения качества дошкольного образования в соответствии с современными требованиями. Благодаря особой игровой форме изданий, пособий, развивающих материалов комплекса «Мозаичный ПАРК» каждый ребёнок постепенно, как мозаику, составляет целостную картину мира — полную ярких впечатлений, красок, новых знаний. Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» представлено в виде игровых комплектов и наборов для организации различных видов деятельности с детьми всех возрастных групп. Каждый комплект объединяет несколько игровых пособий, имеющих одинаковую развивающую функцию.
Оборудование ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» включает: игрушки и материалы для игровой деятельности; игрушки и материалы для познавательно-исследовательской деятельности; игрушки и материалы для продуктивной деятельности; игрушки и материалы для двигательной активности; мультимедийные устройства.
Таким образом, при создании предметно-развивающей среды, используя материалы и оборудование, игры и игрушки ПМК «Мозаичный ПАРК», можно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность детей, их эмоциональное благополучие и возможность самовыражения. Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» отличает:
- высокое качество и безопасность игровой продукции;
-развивающий потенциал игровых действий игрушек и игровых материалов;
-привлекательность материалов, задающих мотивационную основу игры и стимулирующих активность детей (игровую, познавательно- исследовательскую, творческую, двигательную);
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- эмоциональный комфорт и возможность самовыражения детей.
Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» представлено в виде игровых комплектов и наборов для организации различных видов деятельности с детьми всех возрастных групп. Каждый комплект объединяет несколько игровых пособий, имеющих одинаковую развивающую функцию. Особенность игр состоит в том, что в каждой игрушке существует большой игровой потенциал, раскрыть который может творчество педагога и фантазия ребенка. Оценив перспективы применения УМК, решили сформировать развивающую среду. Для этого приобрели оборудование для работы с детьми, методическую литературу. Для повышения профессиональной компетенции педагоги учавствуют в вебинарах от издательства «Русского слово - учебник», в семинарах, мастер – классах, показах открытых мероприятий.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Поэтому все дидактические материалы УМК распределены по центрам:
Центр двигательной активности включает оборудование, обеспечивающее и регулирующее уровень двигательной активности детей в режиме дня.
Центр игры включает атрибуты для с-р игр, закладывающих культуру взаимоотношений внутри коллектива, прививающих уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладывающих простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).
Центр театра оснащен различными видами театров от пальчикового до театра – пазла из дерева, что позволяет всестороннее знакомится с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы); развивает эмоциональную сферу,приобщение дошкольников к чтению.
Центр познания пополнился шнуровками для девочек и мальчиков по сезону, разными видами пазлов, лото и домино, пирамидками. Развивает интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формирует представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д.)
Центр творчества предоставляет возможность работы с различными материалами, возможность экспериментирования, опробования своих идей.
Центр конструирования создает условия для развития у воспитанников желания заниматься конструктивно-модельной деятельностью, стимулирует творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования, позволить детям попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.
Центр художественной литературы обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
С помощью учебно-методического комплекса дошкольного образования (УМК) «Мозаичный ПАРК».
Удалось сделать развивающую среду в группах максимально безопасной, полезной и интересной для детей. Развивающая среда формирует у воспитанников чувство ответственности, трудолюбие, развивает социальную адаптированность. Дети, посещающие эти группы, приобретают огромную внутренную мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, обладают хорошими навыками общения в социуме, а родители активно включены в социальное пространство ДОУ как полноправные субъекты образовательного процесса.