Татьяна Мещерякова
Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства
Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства
Слайд 1. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха,
Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец – это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или страстный.
Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства» размещена в разделах
Слайд 2. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ребенок преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.
Слайд 3. Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Слайд 4. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».
Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.
Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
Слайд 5.
1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному.
4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки», «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, на занятиях в танцевальном кружке.
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
Слайд 6. Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством танца. Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности.
Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.
Задачи:
1. Развитие музыкальности :
- развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.
- развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха, чувства ритма.
- развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, гибкости пластичности.
- воспитание выносливости.
- формирование правильной осанки, красивой походки.
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии.
- развитие способности к импровизации.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения.
Слайд 7. В своей педагогической работе использую групповую форму занятий, применяю комплексный способ разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному».
Слайд 8. Данный способ включает :
• теоретический компонент (беседа о танце, характере музыки и средствах ее выразительности, объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей);
• визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями);
• практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации, закрепление, тренировка мышечной памяти).
Слайд 9. В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца :
1. Знакомство с танцем : история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения).
2. Разучивание элементов танца, на которых будут строиться фигуры.
3. Разучивание фигур танца, с учетом их физических особенностей, характера и способностей.
4. Театрализация танца : эмоции, характер, сыгранная история.
Слайд 10. Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества детей самостоятельной импровизации.
Слайд 11. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.
Слайд 12. Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения.
Слайд 13. Особенности разработанных танцевально-игровых композиций :
1. Возможность использования материала на маленьких пространствах (в совместной, самостоятельной деятельности).
2. Возможность применения материала на детской аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, без большой предварительной подготовки (мероприятия массового характера в помещениях и на улице).
3. Движения танцев легко трансформируются в зависимости от уровня подготовленности (возраста) детей.
4. Возможность самостоятельного комбинирования и творческой интерпретации движений.
Слайд 14. Для постановки танца нужны творческие задумки, которые требуют для передачи образа использование реквизита. В работе создание реквизита выступает как дополнительная творческая форма работы, которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности.
Слайд 15. Работа в социуме - повышает интерес детей к танцевальному творчеству, желание показать своё умение на уровне детского сада, на сцене городского Дома культуры. Это подтверждают неоднократные выступление моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции на «День защиты детей», «День Победы», «День матери», культурно-досуговая деятельность. Слайд 16. В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.
Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных задач.
Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах, детских утренниках, праздниках, на родительских собраниях и районных мероприятиях:
Слайд 17. Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.