Татьяна Федоровна Абрамова
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, чтобы адаптироваться в обществе, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний. В наши дни растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с ДЦП. Воспитание, образование и развитие таких детей требует особого подхода, поэтому родители этих детей в большей степени обращают внимание на физическое и психологическое развитие детей, делают основной акцент на подготовку ребенка к школе, интерактивное обучение, изучение иностранных языков. Все это, безусловно, важно и необходимо, но зачастую забывается огромная роль развития творческих способностей детей, которое способствует формированию творчески активной личности, коммуникативных умений и навыков, что способствует их успешной социализации. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости,
Публикация «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворения их индивидуальных потребностей и интересов.
Деятельностью, в которой могут проявляться творческие способности человека, выступает музыкальное искусство. Оно носит творческий
характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, развивает наблюдательность, память,
мышление, интуицию и активно воздействует на развитие воображения,
которое составляет основу творческих способностей. Помимо этого, музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Наибольший интерес для творческого развития личности имеет дошкольный возраст, так как именно в этот период дети «активно впитывают» все окружающее. В отечественной педагогической науке имеется
ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития
детей дошкольного возраста: музыкального творчества (Н. А. Метлов,
К. В. Головская, Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, творческих проявлений
дошкольников, творческой направленности личности (А. Н. Зимина). Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах ряда ученых:
Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, А. Н. Граборова, В. П. Кащенко,
В. В. Лебединского, Ю. А. Костенкова, В. И. Лубовского, H.H. Малофеева,
И. И. Мамайчук, М. М. Мастюковой, С. М. Миловской, М. Монтессори,
Л. П. Назаровой, Л. П. Носковой, К. А. Семеновой, Е. А. Стребелевой и др.
В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается
как естественная для возможностей каждого ребенка (Б. В. Асафьев,
Б. Л. Яворский, А. А. Мелик-Пашаев и др.). Несмотря на большой объем
научных публикаций по данной проблематике, анализ литературы, а также программ развития творческих способностей детей дошкольного возраста, практика различных образовательных учреждений показывают,
что проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья внимания уделяется
недостаточно.
Опираясь на проведенную автором диагностику творческих способностей, можно говорить о том, что уровень развития обычных детей
старшего дошкольного возраста выше уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными способностями. Таким образом, проблемой является противоречие между
необходимостью развития творческой личности и отсутствием программ
развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из учета специфики состояния здоровья и физических возможностей дошкольников, специфики возрастного развития в дошкольном возрасте, отбора социокультурных методик, позволяющих наиболее
эффективно развивать творческие способности детей дошкольного возраста средствами музыки, автором была разработана и в настоящий момент апробируется программа развития творческих способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ДЦП игра на детских музыкальных инструментах – более доступное направление, чем, например,
музыкально-ритмическое развитие, где дети в силу своих физических
возможностей менее успешны. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций, развивает фантазию,
творческие способности, музыкальный вкус, помогает понимать и любить музыку. Многим детям игра на детских музыкальных инструментах
помогает передать чувства, эмоции, развивать мышление, творческую
инициативу.