Алина Скороходова
Развитие творческих способностей детей средствами современной хореографии на основе классического танца
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги»
Методическая рекомендация для педагогов
«Развитие творческих способностей детей средствами современной хореографии на основе классического танца»
Выполнил
Скороходова А. О. ,
преподаватель
Юрга 2018
Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами современной хореографии на основе классического танца» размещена в разделах
В силу своей смысловой содержательности и универсальности, танец является одним из жизненных проявлений человека и обладает немалым значением в культурном пространстве. Универсальность танца заключается в его многочисленных функциях: нравственной, психологической, развивающей, обучающей, воспитательной и т. д. Каждая из этих функция содержит в себе определенный смысл и зарождает определенный тип «танцевальной экспрессии» или метод хореографического мышления. На современном этапе стало уникальным рассмотрение смыслового значения танца, через индивидуальность и выразительность движений тела танцора. Мне бы хотелось попробовать рассмотреть индивидуальный подход в работе педагога классического танца в развитие творческих способностей у детей средствами современной хореографии.
Человек – творец своей судьбы. Преданность своему делу, талант, формирование личных качеств, самодисциплина и открытое желание достигнуть успеха, являются важнейшими качествами, позволяющими строить свою судьбу.
Есть сферы деятельности, где стать настоящим профессионалом без наставничества, практически невозможно.
За каждым шагом воспитанника крайне необходим педагогический контроль, особенно на самых первых этапах обучения хореографии, когда закладывается фундамент, раскрываются особенности, индивидуальные качества и таланты воспитанника. Поэтому, на этом этапе образ педагога определенно играет главную роль.
Профессиональное владение педагогической методикой – всего только «инструмент», с помощью которого шлифуется природный дар ученика. Педагог обучает ребенка не только навыкам исполнения тех или иных «па», танцевальных «фраз» и «предложений», но и самых первых уроков привносит в процесс воспитания свое мироощущение, свое осмысление искусства хореографии. [1]
Физическое воспитание ученика, за которое мы в ответе, содержит нравственные, духовные и художественные компоненты. Для этого, полезным для ученика, в первую очередь, будет беседа с ним, его родителями и друзьями.
Каждый воспитанник, развитием которого мы хотим заниматься – будь то в балетной школе, будь то в хореографическом коллективе, в школе искусств, при работе над образом, - уже в определенной степени сформирован, имеет свои задатки и вырос под влиянием окружающего мира. Эти задатки не поддаются изменениям – или только с трудом и окольными путями. Однако другие стороны личности мы можем повлиять и изменить их в необходимом нам направлении, работая с окружающим миром танцовщика. [2]
Современная хореография берет свои истоки из классического балета. Вследствие бурной реакции общества на некий уровень строгих, категорических и формальных рамок классического балета, начинает свое существование современная хореография.
Время совершенствования и динамического развития танцевальной культуры считается середина двадцатого века. В это время современная хореография почти полностью отошла от строгих рамок балета и превратилась в самодостаточное полноценное искусство, но в ее основе оставались движения, взятые из классического танца, умело замаскированные под новый лад.
Цель любой образовательной системы заключается в обучении, воспитании и развитии личности воспитанника. В обучении классическому танцу, передача опыта идет преимущественно путем непосредственного наставничества : артист балета не продукт массового производства, и его невозможно обучить в отрыве от прямого контакта с мастером. А. В. Фомкин подчеркивает, что артист балета специалист, чья деятельность ограничивается не только исполнительскими навыками. Он также должен быть личностью, обладающей способностью к творческой деятельности. Обучение профессиональной технике классического танца и воспитание творческой личности в единой системе учебно-воспитательного процесса, организуемого преподавателем, личность которого значительно влияет на становление индивидуальных личностных качеств обучающегося. [3] В связи с этим, особое значение приобретает вопрос подхода педагога классического танца к воспитаннику, как профессионалу и творческой личности.
Классический танец может и должен совершенствоваться по линии искусства балетмейстера, исполнительского мастерства, методики преподавания и теории, однако хореографическая основа, то есть школа, должна оставаться такой же неизменной, как музыкальный звукоряд. [4]
Индивидуальная работа с танцорами позволяет хореографу почувствовать их настроение, созвучие композиции, которую он придумал, с внутренним состоянием танцоров. Только так композиция «попадает в десятку» и оставит в памяти зрителей неизгладимое впечатление. [5]
Можно утверждать, что задача каждого педагога – это стремиться стать учителем с большой буквы, идеалом, с полным правом, формирующим личности своих воспитанников. А образ идеального педагога, как показывают исследования, меняется в зависимости от социального состояния общества.
Индивидуальный подход в работе педагога классического танца условно разделили на личностные и профессиональные отношения. Профессиональные отношения – это те отношения, которые организуются педагогом и направлены на достижение учебно-воспитательной цели.
Индивидуальный подход в работе педагога является своеобразным и уникальным почерком профессиональной деятельности, определяет манеру педагогических действий, присущую каждому учителю.
И на современном этапе профессиональный уровень преподавателя классического танца должен рассматриваться многопланово. Требуется не только владение практикой и методикой преподавания классического танца : культура, кругозор, образованность в целом, обширные знания, способность к анализу своей деятельности, личностный потенциал необходимы преподавателю так же, как его профессиональные знания, умения и опыт.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что будь это современная хореография, народный танец и др. без основ классической школы, танцор не сможет достичь высоких результатов в хореографии. Мы можем смело говорить, что классический танец – это основа хореографии. На уроках постигаются все тонкости и изящества балетного искусства.
Педагог, который хочет воспитать достойных учеников, должен сам совершенствоваться, повышать свою квалификацию с помощью различных мастер-классов и открытых уроков.
Список литературы
1. Леонова М. К. «Из истории Московской балетной школы» (1945-1970) – М. : МГАХ, 2008. – 768с.
2. Зайфферт Д. «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа» Издательство «Планета музыки», 2012. – 128 с.
3. Фомкин А. В. «Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета».
4. М. Е. Валукин «Эволюция движений в мужском классическом танце» // «ГИТИС» Москва - 2007, с. 27-33.
5. https://www.elementdance.ru/headings/choreography_the_individual_approach