галина савченко
Рабочая программа по изодеятельности «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по изодеятельности
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Стр.
Пояснительная записка:
1.1. Нормативно-правовые документы
1.2. Введение
1.3. Цель и задачи, планируемый результат
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Методы и приемы
2.2. Планирование
2.3 Диагностика
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация деятельности группы:
3.1. Продолжительность и расписание непосредственной организованной образовательной деятельности детей
3.2. Результативность.
Приложения
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по изодеятельности „Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
1.1. Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК 26012/05 за подписью заместителя министра образования А. А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах"
5. Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
7. Устав МБОУ «Золотонивская СШ».
8. Основная образовательная программа дошкольного образования
1.2. ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль воспитателя – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы :
Развивать умение создавать художественный образ в представлении и способность выражать его изобразительными средствами нетрадиционных техник рисования
Задачи:
o Познакомить детей со свойствами изобразительных материалов и способами нетрадиционного рисования.
o Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
o Закреплять знания эталонов формы, цвета, ритма, пропорции.
o Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения.
o Развивать творческую активность, желание рисовать.
o Развивать воображение, обогащать образное мышление
o Формировать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности.
o Воспитывать эстетический вкус и трудолюбие.
o Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать положительные эмоции на предложение создавать коллективную работу.
Планируемый результат:
Воспитанник, владеющий изобразительными средствами, использующий нетрадиционные техники рисования в процессе изодеятельности, проявляющий творческую активность и желание рисовать.
Срок реализации : 2 учебных года (2017-2019гг)
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Принципы построения программы :
• Комплексное и системное использование методов и приёмов.
• Переход от простого к сложному.
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Принцип свободного выбора и успешности в обучении.
• Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Программа представлена системой занятий по использованию разных изобразительных материалов и техник рисования для развития творческих способностей детей.
Исходя из основной дидактической задачи, определены виды занятий: обучающее, закрепляющее, интегрированное.
Обучающие занятия нацелены на освоение детьми технических навыков, умений и способов деятельности. Они узнают, что такое рисование тычком, ватной палочкой, кляксография, монотипия, набрызг и многое другое. педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности каждого из них.
Закрепляющие занятия нацелены на самостоятельный перенос детьми ранее усвоенных знаний в новую ситуацию. В этих занятиях отсутствует показ взрослого, широко применяются модели, схемы. Как правило, дети выбирают нетрадиционный материал.
Интегрированные занятия нацелены на обобщение полученных знаний, умений и навыков, приводит их в единую целостную систему. На этих занятиях подразумевается комбинирование известных способов деятельности с новыми, поиск альтернативных решений, как правило для создания рисунка используется несколько техник.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
Введение в проблемную ситуацию.
Беседа
Рассказ педагога
Использование художественного слова
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин
Пальчиковая гимнастика
Показ выполнения техники
Творческие задания (дорисуй, продолжи и др.)
Анализ рисунка педагогом, детьми.
Практическая деятельность детей
Для большей заинтересованности детей процессом изобразительной деятельности подобраны техники рисования, наиболее интересные и доступные дошкольникам. Работая с разными материалами, дошкольники познают их свойства, возможности преобразования и использования в различных композициях
Использующиеся на занятиях нетрадиционные техники рисования отвечают следующим критериям:
доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
содержат изобразительно-выразительные средства создания художественного образа;
знакомят с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. д)
развивают ручную умелость, мелкую мускулатуру руки;
соответствуют санитарно-гигиеническим нормам;
безопасны
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Любое занятие состоит из четырех взаимосвязанных частей. Исходя из вида занятия, содержание деятельности детей и педагога во второй части меняется: так, на обучающем занятии в этой части ведущая роль отводится педагогу, на интегрированном же занятии ведущая роль отводится ребенку, ему предоставляется возможность самому выбирать ту или иную технику, изобразительные материалы, позволяющие проявить творческие способности, реализовать замысел.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ
При проведении занятий предусмотрены варианты организации деятельности детей (индивидуальная, в паре, коллективная, что способствует не только освоению техник, развитию изобразительных навыков, но и поддержанию интереса к творческой деятельности, ее разнообразным видам.
2.2 Перспективное планирование
Перспективный план по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования
Месяц №п\п Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Литература
Сентябрь 1 Диагностика Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
2 "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования Различные Познакомить детей с различными видами нетрадиционного рисования. Конспект
3 "В саду созрели яблоки" Тычок
Познакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения Конспект
4 "Листопад Отпечаток листьями Познакомить с одним из способов рисования - отпечаток листьями. Развивать изобразительные навыки и умения Конспект
Октябрь 5 "Растения в нашей группе" Оттиск поролоном
Учить прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск Никитина А. В. Стр. 77
6 "Дары осени" Оттиск пробкой, печатками из картофеля. Упражнять в комбинировании разных техник. Развивать чувство композиции и цвета. Казакова Р. Г. Стр. 119
7 «Мое любимое дерево осенью» Кляксография трубочкой Познакомить детей с новым приемом рисования - кляксография трубочкой. Развивать воображение. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 37
8 «Грибы на полянке» Восковые мелки + акварель Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью. Рузанова Ю. В.
стр. 52
Ноябрь 9 «Ожившая сказка»
«Знакомая форма - новый образ» Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Давыдова Г. Н. Часть 1. стр. 73
10 «Платок для бабушки» Оттиск печатками Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. Конспект
11 "Деревья смотрят в воду" Монотипия Познакомить детей с новым способом - монотипия. Способствовать развитью воображения Конспект
12 «Веселый щенок»
Тычок жесткой полусухой кистью
Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании. Рузанова Ю. В.
.
Декабрь 13 «Музыкальный рисунок» Различные Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр. 30
14 "Заснеженный дом" Монотипия, рисование пальчиками Закреплять умение в работе использовать различные техники рисования для более полной передачи образа предмета или явления Конспект
15 «Морозный узор» Восковые мелки + акварель Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 43
16 «Зимний лес» Рисунки из ладошки Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Январь 17 «Разные дома» Тиснение Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки
Рузанова Ю. В.
Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр. 87
18 «Необычные машины» Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 124
Февраль 19 «Нарисуй, что хочешь» Работа со знакомыми техниками Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. Конспект
20 «Укрась рукавицу» Работа со знакомыми техниками Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук Конспект
21 «Мой портрет»
Черно-белый граттаж, восковые мелки + акварель, акв. мелки Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции. Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 94
22 «Галстук для папы» Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Давыдова Г. Н. Часть 1. стр. 73
Март 23 Открытка для мамы
«8 Марта» Печать по трафарету, воздушные фломастеры Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками Никитина А. В. стр 65
24 "Одинокое дерево" Монотипия Закреплять умение в работе использовать различные техники рисования для более полной передачи образа предмета или явления Конспект
25 Аквариум Рисунки из ладошки Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали Никитина А. В. стр. 75
26 «На лесной опушке»
Пальцевая живопись
Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать
эмоциональный отклик. Развивать художественное восприятие. Конспект
Апрель 27 «Ранняя весна»
Монотипия пейзажная Научить складывать лист пополам, на одной стороне
рисовать пейзаж на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Никитина А. В. Нетрадиционные
техники рисования в детском саду. стр. 69, 71
28 «Звездное небо» Фотокопия Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования Конспект
29 «Ветка с первыми листьями» Оттиск печатками Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки. Никитина А. В. стр. 69, 71
30 «Космический пейзаж» Граттаж Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. Давыдова Г. Н. Часть 2. стр. 45
31 «Салют»
Воздушные фломастеры Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги Никитина А. В. стр. 81
32 Одуванчик в траве» Тычок жесткой полусухой кистью + манка Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения Рузанова Ю. В.
. стр. 40
33 Красивый пейзаж
Рисование песком Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать
правильно предметы Никитина А. В. стр. 87
34 По замыслу. Различные Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
Критерии оценки детских работ по творческому воображению. За основу взяты следующие показатели:
• Принятие задачи (понимание инструкции)
• Наличие и стойкость интереса к деятельности
• Способность использовать образы восприятий, памяти
• Владение способами творческой деятельности (способность к перекомбинированию образов)
• Продуктивность и вариативность созданных образов (запас представлений
об окружающем)
• Оригинальность образа (элементы творчества)
• Эмоциональная насыщенность образов
Качественные уровни состояния творческого воображения.
0 уровень - не принимает задачу, рисует что-то своё
1 уровень - дорисовывает фигуру, но изображение схематичное без деталей
2 уровень - изображает отдельный объект, но уже с разными деталями
3 уровень - изображает объект, включенный в какой - то изображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»
4 уровень - изображает несколько объектов по воображаемому сюжету, создается целостная композиция. Возможно многогранное использование данной фигуры.
5 уровень - изображает предложенную фигуру как второстепенную деталь
образа, в каком - то воображаемом сюжете.
Критерии оценивания детских работ по воображению :
3 балла - высокий уровень:
все круги наделены оригинальным образным содержанием;
нет повторений одного или близкого образа;
2 балла - средний уровень :
наделены образным значением все или почти все круги;
допущены повторениями или образы просты (шар, мяч, шарик).
1 балл - низкий уровень:
не все круги наделены образным значением;
работа выполнена не до конца и небрежно.
Критерии оценивания детских работ по качеству
выполнения рисунка:
разнообразие цветовой гаммы;
тщательность выполнения изображения;
прорисовка детали.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Продолжительность и расписание непосредственной организованной образовательной деятельности детей
возраст название часы/мин.
в
день в неделю в
месяц в
год
4-6 года Нетрадиционное рисование (первый год обучения) 20-25
мин 1,2-1,4час
(4 НОД по
20-25 мин
в 1 пол. дня) 4,8-5,6 часа 43-50
часов
Краткая характеристика процесса обучения.
Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, которая носит познавательный характер, сведения о том какие материалы и инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает выставки работ.
Приложение № 1
Конспект занятия по рисованию
с применением нетрадиционных техник рисования
(монотипия)
на тему: "Деревья смотрят в воду"
Задачи:
1. Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки).
2. Учить составлять гармоничную цветовую композицию.
3. Совершенствовать технические рисования акварельными красками
4. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Предварительная работа : рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях.
Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой, незавершённые рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования.
Ход ЗАНЯТИЯ
На доске или мольберте выставлено несколько зимних пейзажей.
Педагог: - Ребята давайте посмотрим на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте.
Ответы детей. (Пейзажи).
Педагог: - Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев и другие очень любили рисовать природу. Они выбирали красивые или чем-то необычные виды природы (цветущий луг, таинственный лес, глубоководную реку, золотую рощу и пр., любовались этими видами сами и старались поделиться своей радостью с другими, нарисовав красивые картины. Большую часть этих замечательных картин мы можем увидеть в различных музеях.
Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы. некоторые писатель и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях. Послушайте одно из таких стихотворений.
Педагог читает стихотворение И. Бунина "За окном"
Поэты и художники передают красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге или холсте. А поэты создают картины природы словами. "Картины" поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем, услышав поэтическую картину представить её и нарисовать, как это делают художники.
Педагог предлагает детям нарисовать пейзажи, на которых деревья будто бы "смотрят в воду"
-Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? (ответы детей).
Педагог показывает отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагает освоить новый способ.
- Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы и очень быстро, но аккуратно смачиваем бумагу водой. (Показ) Листы располагаем на столе так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода – озеро, берем кисти и быстро рисуем дерево в верхней части мокрого листа, откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы небо с деревом "окунулось" в воду. Раскрываем лист.
После объяснения педагог предлагает детям приступить к работе и напоминает, что надо все делать быстро, но аккуратно.
Дети самостоятельно выполняют работу.
- Посмотрите, какие необыкновенно красивые картины получились у нас. Мы сможем с вами теперь оформить выставку "Деревья смотрят в озеро"
Демонстрация на доске или мольберте готовых работ.
Приложение № 2
Конспект занятия по рисованию
с применением нетрадиционных техник рисования
(печать листьев)
на тему: "Осень на опушке краски разводила"
.
Цели:
5. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
6. Ознакомить с новым видом изобразительной техники - "печать растений".
7. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
8. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Предварительная работа : рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях; наблюдения за осенней природой.
Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти разных размеров, баночки с водой.
Ход ЗАНЯТИЯ
Педагог предлагает детям послушать сказку о листочке.
- ребята, а вы знаете, как называются осенние явления, когда опадают листья? (Ответы детей)
- А почему дерево сбрасывает листья осенью?
Педагог уточняет и дополняет ответы детей, читает стихотворение "Листопад" Ю. Капотова.
- Осень листья становятся разных цветов, и это во многом зависит от погоды. Сегодня я хочу предложить вниманию репродукцию картины художника И. Левитана "Золотая осень" (рассматривание картины).
- В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них, вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых листа.
Дети совместно с педагогом рассматривают листья и выбирают понравившийся.
- Сегодня мы будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листочки - мы будем ими печатать.
Педагог показывает технику выполнения и предлагает детям самим попробовать выполнить работу.
Дети самостоятельно выполняют работу.
- У нас получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листочки - отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такой образ деревьев.
Демонстрация на доске или мольберте готовых работ.