новгородова наталья
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель Новгородова Н. В.
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в ДОО, раскрывается содержание понятия «творческие способности» применительно к дошкольному возрасту (в формально-логическом, психологическом и педагогическом смыслах, установлена взаимосвязь и выработано комплексное понимание ключевых понятий: «творческие способности», «театрализованная деятельность», «педагогические условия».
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Определен и обоснован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей средних дошкольников в театрализованной деятельности.
Показана модель программы развития творческих способностей средних дошкольников средствами театрализованной деятельности.
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием эмоциональной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям в творческом развитие детей. Кроется в недостаточном внимании к данному вопросу, в дошкольном образовании. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию творческих способностей. Базовое раскрытие творческих способностей ребенка формируется именно в дошкольном возрасте. Не случайно в ФГOC дошкольного образования большое внимание уделяется условиям развития ребенка в такой образовательной области как «Художественно-эстетическое развитие».
Изучая, современную педагогику мы видим, что театрализованная игра является одним из ведущих видов деятельности дошкольников среднего возраста. Основные потребности ребенок находит именно в игре. Театрализованная игра способствует формированию у ребенка таких процессов, как психологическое развитие, воображение. Таким образом, наблюдая игру детей? мы видим, как вначале находит свое определение замысел, затем начинает разворачиваться сюжет, замещается предмет и разыгрывается роль.
Основная форма организации опыта обобщения детей – наблюдение и экспериментирование. Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания».
Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития творческих способностей детей : моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Замещение – важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, то есть, как отмечает Л. С. Выготский, расхождение видимого и смыслового поля.
Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения – плана реализации идеи. Реальные отношения – также структурный компонент игры – представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и партнером. Эти отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых сюжетов, позиционное замещение. Развитие у ребенка способностей к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре, за счет анализа ситуации с позиций разных персонажей, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста. Следование роли и тексту театрализованной игры способствует формированию произвольного поведения.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям: усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого; постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире. Некоторыми учеными (М. А. Васильевой, А. Н. Леонтьевым, Л. Б. Баряевой, Е. И. Тихеевой др.) разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды деятельности. Дети среднего дошкольного возраста развивают свои личностные качества и свое творчество не только в игровых ситуациях. В этом возрасте развивается соподчинение мотивов, появляются произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности. Развитие личности ребенка этого возраста во многом связано с тем, насколько его инициатива признается окружающими детьми и взрослыми. Чтобы развитие творческого начала проходило успешно, нужно не только предлагать детям задания творческого характера, но и обеспечивать социальное признание результатов детского творчества. В этом смысле является эффективным метод проектов, но детям дошкольного возраста трудно реализовать их, поэтому желательно не подавляли детскую инициативу, обеспечивая лишь техническую сторону выполнения проекта, помогая с поиском материала, но и серьезно относились к их занятиям. В качестве проектов могут выступать различные виды совместной деятельности детей, например, изготовление альбома истории семьи, создание плана города или улицы, где живет ребенок, изготовление кормушек для птиц и т. п.
Выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании дошкольников : во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникновение образов. В первом случае изо деятельности является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно-игровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна в игре, так как она создает настроение. Как говорил К. С. Сухомлинский, декорация создает «красивую правду и отражает объекты моделируемой реальности». Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации. Установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности.
Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание и т. д. Театрализованная игра используется также на занятиях по развитию речи, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение. Дети учатся работать над артикуляцией с помощью потешек, скороговорок, при включении театрализации на занятиях по развитию речи дошкольники развивают четкую дикцию. Творческие способности ребенка можно развивать также в изобразительной и музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включает в себя задачи и методы, при решении которых ребенок учится оценивать свои работы, выделять наиболее интересные изобразительные решения.
Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению распределяет роли, направляет развитие сюжета, оценивает «правильность» исполнения. В результате может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни – постоянно командуют и получают главные роли, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка.
Важнейшим условием для развития игры является создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. Дошкольники постарше предпочитают использовать мелкие игрушки, которые хорошо вписываются в игровое поле, что позволяет становиться ему более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира.
Необходимо отметить, что старший дошкольный возраст, это период развития игры, как фантазии, ведь образы, которые создает воображение получают такие характеристики как:
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях – как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д., которые могут объединяться.
В данной ситуации выделяются условия, помогающие самостоятельной деятельности и творчеству, точнее побуждая детей к театрализованному творчеству, но необходимо отметить, что обязательно должно быть педагогическое сопровождение с постепенным усложнением сюжета.
Нами была разработана программа развития творческих способностей дошкольников среднего возраста.
Модель программы развития творческих способностей дошкольников среднего возраста средствами театрализованной деятельности
Цель: углубление и дифференциация восприятия театрализованной деятельности (выделение средств выразительности, формы, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи
Обучающая:
- научить детей воспринимать развитие театрализованной деятельности и выражать ее в движениях, согласовывать движения с характером постановки, наиболее яркими средствами выразительности;
- научить определять виды театрализованной деятельности (пантомима, сказка, постановка).
- научить выразительным, пластичным движениям в постановке, изображении, повторении, формировать красивую осанку.
Развивающая :
- развивать основы театрализованной деятельности;
-развивать театральные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, повторение, самовыражение, эмоции);
- развивать творческие способности : учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» постановку, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Воспитательная:
- целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка.
Содержание программы
Формы организации
Обучать воспитанников чувству постановки определенного образа (во время образовательной деятельности, в режимных моментах, во время игр, прогулок и т. д).
Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка. - индивидуальная,
- групповая
-музыкальные занятия,
-самостоятельная музыкальная деятельность детей,
- образовательная и свободная деятельность
Условия
- работа проводится на диагностической основе, выявляется первоначальный уровень развития театрализованной деятельности дошкольников среднего возраста;
- работа проводится систематически, последовательно с постепенными усложнениями содержания материала;
- воспитатель включает театрализованную деятельность в различные виды деятельности детей;
- воспитатель использует разнообразные виды театрализованной деятельности и строит работу на личностно-ориентировочной основе.
Результат
Повышение уровня развития театрализованной деятельности у дошкольников среднего возраста
Дети дошкольного возраста проявляют свои индивидуальные творческие способности в каждой игре. Особенно это выражается в театрализованной деятельности, где фантазия ребенка безгранична, и он может полностью раскрыть все свои творческие способности, замкнутые дети перестанут быть таковыми если им помочь раскрыться.
Подводя итог из всего вышеизложенного можно выделить, что основными компонентами театрализованной деятельности являются:
- игровые действия;
- роли;
- предметы игры;
- реальные отношения.
Итак, театрализованная деятельность является одним из направлений для развития творческих способностей в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.