Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами арт-терапии

Елена Гаврилова
Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация

В статье обозначена актуальность применения техник арт-терапии в коррекционно-развивающем процессе. Определена роль техники «Эбру» в развитии индивидуальности, творчества, а также эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова

Публикация «Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами арт-терапии» размещена в разделах

Арт-терапия, эбру, творчество, развитие, задержка психического развития

В коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (далее – ЗПР) педагоги все чаще используют арт-терапевтические технологии. Цель такой работы – помочь каждому ребенку, имеющему особые образовательные потребности, социализироваться в обществе и реализовать собственный потенциал. У детей, имеющих нарушения в развитии, в частности у детей ЗПР, наблюдается пониженная самооценка. пассивность или чрезмерная активность, плохая концентрация внимания [1]. Таким дошкольникам не хватает необходимых знаний, умений и навыков в художественно-продуктивной деятельности, что свою очередь обусловливает поиск интересных, нестандартных средств развития творческих способностей.

«Эбру» - это техника рисования на специально подготовленной поверхности воды и других вязких жидкостей с помощью различных видов красок. За счет разной плотности используемых жидкостей и строится процесс создания художественного объекта. Этот метод арт-терапии не относится к классическому рисованию по образцам и заданным темам. Ребенку не навязываются стереотипы и штампы, а дается возможность проявить индивидуальность, выплеснуть целый спектр эмоций и чувств.

Работа в данной технике полезна как для активных детей с ЗПР, поскольку манипуляции с водой завораживают, успокаивают, учат концентрировать внимание, так и для неуверенных в своих силах дошкольников, так как позволяет творить, не боясь ошибок.

Рисование в технике «Эбру» можно использовать как средство приобщения дошкольников к исследовательской деятельности. В процессе использования этой техники ребенок учится играть с цветом и цветовыми пятнами, использует различные материалы для творчества, знакомится с их свойствами (разнообразные краски, желатин, клей ПВА, кефир, молоко). У ребенка есть возможность пользоваться всевозможными необычными инструментами: шпажками, зубочистками, вилками, зубной щёткой, расческой. Такой вид экспериментирования благотворно влияет на самостоятельность дошкольника, способность принимать решения, логически рассуждать.

Задача педагога не ограничивать детскую любознательность, чаще предлагать детям исследовать предметы, осваивать действия с ними. Необходимо обязательно поощрять детей за потребность в независимости, самостоятельности, активности, вселять в них веру в свои возможности.

С техникой «Эбру» дошкольников знакомят поэтапно, с помощью развивающих игр и упражнений, в индивидуальной работе и коллективном творчестве. Организация занятий включает себя работу по развитию сенсорных эталонов и пространственных представлений, включение в работу зрительных анализаторов.

В процессе использования техники возможно решение следующих задач:

-знакомство с различными материалами для творчества;

-развитие умения строить композицию передавать форму и размер изображения;

-использование основных и вспомогательных цветов в работе с красками;

-развитие внимания, памяти, воображения;

-развитие мелкой моторики, коммуникативных умений и навыков.

- воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному [2].

Рисование в технике «Эбру» успешно применяют при проведении интегрированных занятий. Включение в совместную деятельность педагога с детьми такой формы арт-терапии дает возможность осуществить дифференцированный подход к выполнению задания каждым ребенком.

Использование техники «Эбру» помогает педагогу группы компенсирующей направленности разнообразить работу с родителями обучающихся, привлечь их к активной деятельности в рамках реализации детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации. Совместное творчество всегда положительно сказывается на отношениях между ребенком и родителем. Родители учатся взаимодействовать с детьми, видят их способности и возможности, получают особые знания в детской психологии и педагогике.

Организуя занятия по рисованию на воде, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание работ, увеличиваются изобразительные возможности, усложняются элементы, форма художественных материалов, выделяются новые средства выразительности.

Вся творческая деятельность ребенка с ЗПР является важным элементом его развития. Работа с дошкольниками в технике «Эбру» позволяет поставить на первое место сам процесс рисования, а не результат, такой вид арт-терапии помогает ребенку избавиться от страха неудачи, выявляет скрытые таланты, создает атмосферу успешности.

Таким образом, в процессе освоения техники рисования «Эбру» внутренний мир дошкольника обогащается новыми яркими образами и впечатлениями, растет уровень мотивационной готовности к самостоятельным видам деятельности, развиваются навыки коммуникации, группового взаимодействия, осуществляется коррекция когнитивных функций.

Список использованной литературы.

1. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А.

Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М. : ,1984. — 342 с.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2. - М. : Скрипторий. 2008.

© Гаврилова Е. В., 2023

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами арт-терапии
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 09:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД