Елена Гаврилова
Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация
В статье обозначена актуальность применения техник арт-терапии в коррекционно-развивающем процессе. Определена роль техники «Эбру» в развитии индивидуальности, творчества, а также эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова
Публикация «Развитие творческих способностей детей с ЗПР средствами арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Арт-терапия, эбру, творчество, развитие, задержка психического развития
В коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (далее – ЗПР) педагоги все чаще используют арт-терапевтические технологии. Цель такой работы – помочь каждому ребенку, имеющему особые образовательные потребности, социализироваться в обществе и реализовать собственный потенциал. У детей, имеющих нарушения в развитии, в частности у детей ЗПР, наблюдается пониженная самооценка. пассивность или чрезмерная активность, плохая концентрация внимания [1]. Таким дошкольникам не хватает необходимых знаний, умений и навыков в художественно-продуктивной деятельности, что свою очередь обусловливает поиск интересных, нестандартных средств развития творческих способностей.
«Эбру» - это техника рисования на специально подготовленной поверхности воды и других вязких жидкостей с помощью различных видов красок. За счет разной плотности используемых жидкостей и строится процесс создания художественного объекта. Этот метод арт-терапии не относится к классическому рисованию по образцам и заданным темам. Ребенку не навязываются стереотипы и штампы, а дается возможность проявить индивидуальность, выплеснуть целый спектр эмоций и чувств.
Работа в данной технике полезна как для активных детей с ЗПР, поскольку манипуляции с водой завораживают, успокаивают, учат концентрировать внимание, так и для неуверенных в своих силах дошкольников, так как позволяет творить, не боясь ошибок.
Рисование в технике «Эбру» можно использовать как средство приобщения дошкольников к исследовательской деятельности. В процессе использования этой техники ребенок учится играть с цветом и цветовыми пятнами, использует различные материалы для творчества, знакомится с их свойствами (разнообразные краски, желатин, клей ПВА, кефир, молоко). У ребенка есть возможность пользоваться всевозможными необычными инструментами: шпажками, зубочистками, вилками, зубной щёткой, расческой. Такой вид экспериментирования благотворно влияет на самостоятельность дошкольника, способность принимать решения, логически рассуждать.
Задача педагога не ограничивать детскую любознательность, чаще предлагать детям исследовать предметы, осваивать действия с ними. Необходимо обязательно поощрять детей за потребность в независимости, самостоятельности, активности, вселять в них веру в свои возможности.
С техникой «Эбру» дошкольников знакомят поэтапно, с помощью развивающих игр и упражнений, в индивидуальной работе и коллективном творчестве. Организация занятий включает себя работу по развитию сенсорных эталонов и пространственных представлений, включение в работу зрительных анализаторов.
В процессе использования техники возможно решение следующих задач:
-знакомство с различными материалами для творчества;
-развитие умения строить композицию передавать форму и размер изображения;
-использование основных и вспомогательных цветов в работе с красками;
-развитие внимания, памяти, воображения;
-развитие мелкой моторики, коммуникативных умений и навыков.
- воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному [2].
Рисование в технике «Эбру» успешно применяют при проведении интегрированных занятий. Включение в совместную деятельность педагога с детьми такой формы арт-терапии дает возможность осуществить дифференцированный подход к выполнению задания каждым ребенком.
Использование техники «Эбру» помогает педагогу группы компенсирующей направленности разнообразить работу с родителями обучающихся, привлечь их к активной деятельности в рамках реализации детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации. Совместное творчество всегда положительно сказывается на отношениях между ребенком и родителем. Родители учатся взаимодействовать с детьми, видят их способности и возможности, получают особые знания в детской психологии и педагогике.
Организуя занятия по рисованию на воде, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание работ, увеличиваются изобразительные возможности, усложняются элементы, форма художественных материалов, выделяются новые средства выразительности.
Вся творческая деятельность ребенка с ЗПР является важным элементом его развития. Работа с дошкольниками в технике «Эбру» позволяет поставить на первое место сам процесс рисования, а не результат, такой вид арт-терапии помогает ребенку избавиться от страха неудачи, выявляет скрытые таланты, создает атмосферу успешности.
Таким образом, в процессе освоения техники рисования «Эбру» внутренний мир дошкольника обогащается новыми яркими образами и впечатлениями, растет уровень мотивационной готовности к самостоятельным видам деятельности, развиваются навыки коммуникации, группового взаимодействия, осуществляется коррекция когнитивных функций.
Список использованной литературы.
1. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А.
Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М. : ,1984. — 342 с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2. - М. : Скрипторий. 2008.
© Гаврилова Е. В., 2023