Папки-передвижки

Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности

Людмила Хрущева
Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности

Я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

Целью данной группы является осуществление коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, предполагающего создание специальных условий для коррекции отклонений личности, психофизического, речевого развития, формирование базовых психологических новообразований, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей, а также с целью подготовки к школьному обучению, в условиях специализированной группы, и обеспечивающих успешность школьного обучения.

Публикация «Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах

Детское развитие - сложный процесс, который в силу своих особенностей приводит к изменению личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Известно, что ребенок развивается в деятельности. После игровой деятельности идет изобразительная. Она доступна, чувственна, познавательна, выразительна, продуктивна. Изобразительная деятельность для ребенка не только интересна, но и важна для его всестороннего развития. Чем раньше мы приобщаем ребенка к искусству, тем выше его творческий потенциал и его интеллектуальное развитие. Чтобы привести в движение те потенциальные возможности, которые содержит в себе изобразительная деятельность, обучение должно быть построено особым образом и обеспечивать не только усвоение знаний и приобретение новых умений, но и способствовать преобразованию личностного облика дошкольника, переходу психики ребенка на более высокую ступень развития.

При специально организованном обучении у детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) на протяжении дошкольного возраста формируется сам механизм изобразительной деятельности, представляющий единый комплекс из игры, речи и изображения.

Изодеятельность помогает ребенку строить самого себя. Пока у ребенка недостаточно развита речь – он выражает себя в рисунке. Изодеятельность играет большую роль в познании окружающего мира, также помогает классифицировать то, что дети познают. Кроме того, рисование – коммуникативный канал, у детей есть возможность общаться друг с другом.

Наша цель - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи по развитию речи у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)

1) Продолжать работу над обогащением речи детей;

2) Развивать диалог (умение слушать и понимать обращенную к тебе речь и отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре);

3) Поддерживать зарождение в диалоге новой формы речи – монолога. Помогать строить монологические высказывания, поддерживать интерес к самостоятельному художественному творчеству (свои рассказы, сказки);

4) Овладение началами грамоты:

- учить различать слово и предложение;

- учить самостоятельно выделять слова с заданным звуком;

- учить делить слово на слоги;

- учить проводить звуковой анализ слова.

5) Учить пользоваться разнообразными средствами выразительности речи.

Методические формы работы со старшими дошкольниками с ОВЗ (ЗПР)

1. Использование в непосредственно образовательной деятельности речевых образцов.

2. Отгадывание и сочинение описательных загадок, небылиц. Разучивание стихов.

3. Беседы на этические темы.

4. Совместные сочинения (рассказов, сказок, как прием развития связной речи.

5. Проектный метод.

6. Игры – драматизации и игры - импровизации по мотивам художественных произведений.

7. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалога: приветствие, знакомство, просьба, извинение, конфликт в игре, обращение к взрослому и др.

Необходимо создать условия, чтобы обеспечить детям хорошую речь - это

предметно – речевая среда, грамотная речь окружающих взрослых.

Требования к речи

1. Содержательность

2. Логичность

3. Точность

4. Выразительность (в том числе яркость образов)

5. Ясность (учет аудитории)

6. Чистота

7. Соответствие литературной норме

Работа по обучению детей изобразительной деятельности включает в себя:

1. Наблюдения с использованием поэтических произведений (беседы, рассказы);

2. Беседы с использованием репродукций картин художников, поэтических и музыкальных произведений;

3. Дидактические игры и игровые упражнения и задания, тесно связанные с содержанием и программными задачами;

4. Упражнения для развития моторики у детей (динамические упражнения, пальчиковые игры);

5. Обучение различным приемам изображения;

6. Изобразительная деятельность детей в непосредственно образовательной деятельности и вне ее;

7. Анализ детских рисунков;

8. Обыгрывание выполненного изображения.

Наблюдения природы провожу для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия; с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении с существующими в природе. Использование во время наблюдения художественного слова – поэтических произведений, загадок.

Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и поставленных задач.

Начинаю с рассмотрения отдельных образов природы. При этом максимально активирую речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащаю ее поэтическими выражениями, сравнениями. Затем стараюсь обеспечить двигательную и словесную активность детей: ребята должны отыскать объекты, указанные мной, потрогать, рассмотреть их, по возможности вспомнить и прочитать строчки стихотворения, отражающие соответствующую картину природы.

По мере развития у детей восприятия, предлагаю им понаблюдать картины природы с противоположными состояниями. Это развивает общие впечатления детей. Живые впечатления, воспринятые на конкретных фактах, служат базой для формирования у детей с ОВЗ (ЗПР) мыслительных операций, познавательных процессов.

Во время наблюдений:

а) подбор признаков к предметам (трава – зеленая, высокая… листья – красивые, желтые, разноцветные);

б) подбор действий к предметам (листья – опадают, кружатся… лес – растет, шумит, зеленеет… солнце – светит, греет)

Происходит обогащение лексики красочными эпитетами (родственными словами, признаками и действиями, развитие диалогической речи (использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений).

Рассматривание репродукций картин художников

При знакомстве с произведениями искусства, чаще всего применяю беседу:

- репродуктивные вопросы (на память);

- поисковые вопросы (почему? зачем);

- вопросы на сравнение;

- вопросы, побуждающие к выводам;

- вопросы, требующие обобщения;

- наводящие и подсказывающие вопросы.

Рассматривая картины, отвечая на вопросы, составляя рассказы по картинам, дети учатся понимать, чувствовать искусство, учатся говорить связно, обогащают свою речь выразительными средствами.

Рассмотрим методику работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художников.

В содержание данной работы входят задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых созвучен теме картины.

Иногда перед рассматриванием картины целесообразно прочитать стихотворение, провести по нему беседу, упражняя детей при этом в составлении «красивых» предложений (например, скажи красиво о снежинках). Этот метод помогает легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин в непосредственно образовательной деятельности требует от ребенка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать образные сравнения, эпитеты, которые, придают речи выразительность, обостряют эстетическое видение.

Необходимо проводить с детьми предварительную работу перед рассматриванием картин, чтобы активизировать словарь словесными играми и упражнениями.

Для подбора образных сравнений полезно упражнение «С чем это можно сравнить?» (Лес, луг, снег… луг – зеленый ковер, снег – пушистое белое одеяло).

В целях развития выразительности речи можно провести упражнение, подготавливающее ребенка к восприятию картины. Скажи фразу: «Какая красивая картина (какой грустный пейзаж)». Как бы эту фразу произнес добрый человек, злой, раздражительный и т. д.

В упражнении «Кто скажет слово наиболее выразительно?» детям предложить словосочетания, например, красивый луг, яркие краски и т. д. произнести радостно, тихо, громко, грустно.

Ребенок через данные упражнения приучается к выразительной речи, его речь становится средством выражения красоты, восхищения искусством.

Приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарем.

Воспитатель отбирает слова, необходимые для рассказывания детям о произведении, которые могут создать в представлениях ребят наиболее яркий и зримый художественный образ, а также вычленяет слова, которые войдут в словарь детей. Например, краски яркие, сочные, прозрачные; тон холодный, теплый и т. д.

Основным приемом ознакомления детей с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. Структура его примерно такая: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр); как оно изображено (цвет, расположение); что изображено вокруг главного в произведении; что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, вспоминается, когда смотришь на эту картину.

После рассказа воспитателя – вопросы детям по содержанию картины, чтобы они со временем приобретали навык монологической речи при ответе на вопрос, что изображено на картине?

Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленными на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения. (Например, что изображено на картине? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Какое настроение передает художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину).

В процессе ознакомления детей с работами художников полезен прием «вхождения» в картину (воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий).

Например:

- Ребята, вы все внимательно рассмотрели, что изображено на картине. А теперь давайте мысленно перенесемся на это место. Каждый выберет себе местоположение и расскажет, что он видит вокруг себя, какие события произойдут следом за изображенными и т. д.

- Представьте на минуту, что картина ожила. Чтобы вы услышали?

Можно предложить детям самим назвать картину, сравнить название с авторским.

Таким образом, при ознакомлении детей с репродукциями картин художников воспитатель для развития речи детей применяет следующие приемы:

- искусствоведческий рассказ педагога,

- постановка подробных и конкретных вопросов,

- приемы «вхождения» в картину,

- воссоздание событий, последующих и предшествующих изображенным.

Использование музыки на данных занятиях. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном объекте, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей (накопление опыта эмоциональных переживаний, что особенно важно для детей с ОВЗ (ЗПР).

Дидактические игры, игровые упражнения и задания

Поскольку игра – основной вид деятельности дошкольников, то с ее помощью можно успешно решать и изобразительные задачи. Для того, чтобы дети учились владеть цветом, развивалось воображение и т. д. применяют специальные игры и упражнения.

Например, использование различных приемов вовлечения детей в процесс изобразительной деятельности:

- сказочно - игровая форма преподнесения материала (не просто познакомить, а обыграть);

- игра - воображение (предложить детям представить какой-либо персонаж и побеседовать с ним: как он выглядит? Какая у него одежда? Что любит делать? и т. д.);

- рисование воображаемой картины на тему словами (дети полукругом, воспитатель на чистом листе начинает «рисовать» словами, дети продолжают);

- сопоставление символического изображения и реального (нарисовать дом, а ты в каком живешь? А в каком живет твои друг? и т. д.);

- словесное игровое упражнение «Опиши друга»:

1 вариант – два ребенка спиной друг к другу и кто точнее опишет внешний вид товарища;

2 вариант – все перед глазами, ребенок описывает кого-то – все отгадывают по описанию;

- игра - сравнение (себя или друга сравнить с цветком, деревом, птицей);

- игра на словарь «Разговор красок» (кто больше слов подберет к цвету (карандашу).

Динамические упражнения и пальчиковые игры

С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому важно на занятиях использовать динамические упражнения и пальчиковые игры, подвижные игры. Стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми вместе с воспитателем, сопровождаются при этом всевозможными движениями.

Использование в работе художественного слова

Поэтические произведения являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира.

Такое свойство поэзии, как изобразительность обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми с ОВЗ (ЗПР).

Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение «маленького художника». Так, Ф. Тютчев называет зиму «чародейкою», А. Пушкин – «волшебницей», подмечая сказочное очарование этого времени года. Такое название зимы вызывает у ребенка желание необычно, волшебно нарисовать зимнюю картину.

Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности.

Также, в своей работе я использую стихотворения, рассказы, фольклор при знакомстве дошкольников с народными промыслами.

Анализ детских рисунков

Дети выбирают понравившиеся им работы, говорят, почему они им нравятся, что особенно привлекает их внимание. Если рисовали пейзажи, то подбирают строки стихотворений к изображению и т. д.

Таким образом, изобразительная деятельность имеет большие возможности по развитию речи дошкольников - это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Все это положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка с ОВЗ.

Публикации по теме:

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ Галина Николаевна Винник, воспитатель,.

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник.

Развитие элементарных математических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием фольклора Проблемы математического развития детей дошкольного возраста интересуют меня очень давно. Математика нужна нам не только для того, чтобы.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Н. С. Флягина ГКОУ СО «Сухоложская СКОШ», г. Сухой Лог Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями.

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья Учёными давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения.

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехникиРазвитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехники Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, посредством мнемотехни и. Подготовили: учитель.

Развитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровьяРазвитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровья Приобщать детей к лепке из глины можно с 1,5 - 2 лет. Занятия лепкой прекрасно развивают моторику рук, координацию движений рук, а также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 02:19
+98Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Хрущева (УИ 495593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД