Юлия Дмитриевна Фрайтик
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большие требования предъявляются обществом к подрастающему поколению. Творческая, активная личность – движущая сила и залог успеха во многих сферах деятельности будущего нашей страны. Поэтому воспитание такой личности уже начинается в дошкольном учреждении. В современном мире проблема развития творческих способностей не нова, но остается актуальной. Всем известно, что детский сад и родителей волнует вопрос о развитии способностей воспитанников. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения – обеспечить развитие творческой личности ребенка.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Благодаря творческой деятельности, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности. Творческая деятельность способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению собственных идей.
Творческие способности заложены у человека с самого детства, но очень часто остаются нереализованными. Все дети имеют право реализовывать свои творческие способности, но, к сожалению, очень часто сталкиваются с сопротивлением окружающего мира. Из-за невозможности реализации творческих способностей в детстве, у человека может сложиться мнение о том, что такой вид деятельности ему недоступен. А ведь именно творчество является способом выражения индивидуальности. В научной литературе творческие способности определяются как индивидуальные, особые качества личности, определяющие успешность создания им разнообразной творческой деятельности. Именно творческий потенциал раскрывает внутренний мир человека, по нему можно судить о его переживаниях, стремлениях [4].
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [1, с. 12].
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла, умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок, терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
По утверждению А. И. Скоробогатовой, рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.
Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.
Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится [3].
Основываясь на своем опыте работы на разных возрастных группах, я пришла к вводу, что самыми востребованными нетрадиционными способами рисования, среди моих воспитанников, являются: рисование пальчиками, ладошкой; оттиск пробкой или поролоном; отпечатки листьев, кляксография с трубочкой.
В свою очередь данные виды техники можно разделить по возрастам.
В младшей группе дети с большим интересом используют технику рисования пальчиками и ладонью. Ребятам предоставляется полная свобода от выбора цвета гуаши до самостоятельного нанесения его на пальчик либо ладонь. Воспитанники могут использовать для окрашивания и правую, и левую ладони. Оставляя отпечатки на листе бумаги, ребенок начинает использовать воображение и предлагает свое видение получившегося изображения, а воспитатель помогает дорисовать недостающие детали рисунка, если это потребуется.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать немного усложненные техники рисования : оттиск пробкой или поролоном; отпечатки листьев, кляксография с трубочкой.
При использовании оттиска пробкой или поролоном получаются уже готовые фигуры, которые ребята могут дополнять в соответствии своему замыслу. Для более выразительных и разноцветных рисунков, воспитатель должен подготовить сменные пробки и поролон.
В осенний период, ребята нашего дошкольного учреждения собирают букеты из опавших листьев. Во время занятий изобразительной деятельностью, использование листвы из этих букетов помогает закреплять знания детей об сезонных изменениях. Дети окрашивают листик и оставляют отпечаток на альбомной бумаге. Далее им предлагается самостоятельно дорисовать черенок листика, используя другие цвета гуаши, добавить отпечатку яркости. Использование опавших листьев можно применять не только как индивидуальную работу, но и использовать в коллективном творчестве, предлагая детям создать совместный осенний букет. Работа получается довольно интересной, яркой, каждый вносит частику своего «Я». Такой вид деятельности также способствует сплочению коллектива, созданию дружественной обстановки в группе.
Особое внимание среди детей старших возрастов занимает кляксография с трубочкой. В этой технике у детей достаточно активно развивается творческое воображение. Родители часто задаются вопросом, что может почерпнуть ребенок из изображения обычной кляксы. Но на самом деле, у детей, в отличии от взрослых, активно работает воображение, поэтому в процессе работы над кляксой, у малышей уже возникает образ изображаемого.
Использование данной техники не только развивает творческое воображение, но и активизирует мыслительную деятельность, помогая выражать словами видение своего творения. Также занятия кляксографией развивают координацию рук, глазомер. Использование трубочки во время занятий тренирует дыхательную мускулатуру, укрепляет ее.
Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное. Они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами. Формируется способность разного видения реальных объектов, развивается творческий подход к изобразительной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного можно говорить о том, что необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергается сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения, а следовательно, и развитию изобразительных способностей.