Таболина Надежда Павловна
Развитие творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей
через различные виды музыкальной деятельности.
Музыка объединяет моральную, эмоциональную
и эстетическую сферы человека.
Музыка - это язык чувств.
Василий Сухомлинский
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
В нашем современном обществе, когда деятельность человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, всеми видами деятельности рассматривается, как одно из условий развития его как творческой и гармонично развитой личности.
Развитие творческой личности происходит в разных областях. Одна из них – музыкальная деятельность. В детском саду музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности :
- восприятие музыки, специально созданной для слушания;
- восприятие музыки в связи с ее исполнением;
- музыкально-дидактические игры;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- песенное творчество;
- музыкально-игровое и танцевальное творчество;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- знания общего характера;
- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
На музыкальных занятиях мы - музыкальные руководители помогаем ребенку раскрыть творческие способности при помощи различных видов деятельности - пения, восприятия, ритмики, иры на детских музыкальных инструментах. Поэтому, я считаю необходимым включать творческие задания в каждые из них. Но прежде чем увидеть творческую личность в ребенке – мы работаем с ним разных сторон – пытаемся раскрепостить, добиваемся расположения к себе, ребенок должен комфортно чувствовать себя среди детей, среди той среды, где он находится. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей, быть непохожими на других, разбудить их фантазию, пытаться максимально реализовать их способности. Исходя из этого, одной из задачей музыкальной образовательной деятельности является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Чтобы получить желаемый результат, – одним из условий в деятельности – правильно подобранный музыкальный репертуар, соответственно возрасту.
Я стараюсь как можно больше давать детям творческих заданий, чтобы активизировать музыкальные способности детей, знания и умения, которые они получают на музыкальных занятиях - это им помогает более успешно усваивать навыки и умения.
Конечно же в процессе работы с детьми мы должны и работаем в тандеме со всеми педагогами. Психолог, логопед, воспитатель. и конечно же – музыкальный руководитель. Ребенок должен не только слышать, но и видеть. Для этого нужны наглядные пособия, атрибуты.
Хотелось бы подробно рассмотреть влияние каждого вида деятельности на творческое развитие ребенка.
Основа всех видов музыкальной деятельности – это восприятие. Прежде чем ребенок творчески себя проявит – конечно же вместе с ним нужно пройти небольшой путь и прийти к тому, что он будет воспринимать музыку, накапливать музыкальные впечатления, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (динамика, темп, регистр, интонации, чувствовать смену характера в музыкальном произведении и только после этого дети будут использовать опыт восприятия в творческих импровизациях. В младшем возрасте конечно же другие критерии. Мы смотрим на эмоции, на то, как ребенок реагирует на музыкальное произведение – это уже является частью творческой импровизацией.
Приведу в пример музыкальное произведение Т. Ломовой «Кот и мыши». Проводим анализ, просматриваем иллюстрации, изображающие суть услышанного. Дети сами, при помощи движений изображают характер услышанного – трусливых мышей и смелого кота. Тут же прошу детей подобрать инструменты, соответствующие восприятию услышанного. И здесь ребенок показывает свое творческое отношение к услышанному – выбирают соответствующий образу музыкальный инструмент. Для мышек – колокольчик, металлофон, треугольник…для кота – контрастный тембр инструмена – бубен, барабан.
Первая ориентировка в песенном творчестве детей начинается с младшей группы при помощи простейших звукоподражаний («пи-пи», «ку-ку», «му-му», связанные с различными жизненными образами. Чтобы ребенок мог отобразить образ при помощи песенного творчества – использую песни, где поется о каком либо герое или конкретном жизненном явлении. Например, «Котик» Муз. И. Кишко - дается образец, как, например, мяукает котенок. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. Конечно, каждый придумывает по-своему. Например, в песне-образце «Котик» - мяукание котенка выражено определенной интонацией, можно придумать мяукание с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения вторично играю фортепианное вступление, затем пою песню без фортепианного сопровождения, и предлагаю ребенку закончить песню по-своему, импровизируя мяукание котенка.
После детского исполнения проигрываю последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность. Необходима в творческое перевоплощение бутафория, маски, шапочки, иллюстрации.
Задания для детей младшей группы на развитие творческих способностей :
• петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
• петь самостоятельно, находя то высокие интонации, то более низкие, подражая животным (большая собака, маленький щенок и т. п.)
• импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», «та-та»
• «Кишко», муз. И. Кишко, сл. Г. Бойко. Подражать ритмическому пению котика на слог «мяу».
Следующий вид музыкальной деятельности – игра. Они, как известно бывают пальчиковые и подвижные. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. Важной особенностью игры, как формы жизни детей является её проникновение в различные виды деятельности. Игра всегда вызывает большой интерес у детей и является оптимальным средством для общего, физического и психологического развития и укрепления организма ребёнка.
В музыкальных играх решаются следующие музыкально-педагогические и развивающие задачи :
1. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.
2. Развивать художественно-творческие способности, которые у детей дошкольного возраста проявляются в своеобразном, индивидуальном выражении игрового образа в самостоятельной деятельности.
Можно взять любую игру, в любом возрасте и везде есть перевоплощение в различные образы. Зайчики, жучки, куклы, солдаты. Конечно же, связать все воедино помогает музыка, рассказ, пособия. Конечно же для использования игр я использую тематические аксессуары, которые несложно приготовить. Ушки, крылышки, платочки.
При переключении на такой вид деятельности, как музыкально ритмические движения, танец, музыке отводится очень большое место. Я стараюсь дать детям возможность самостоятельно выражать в движениях характер музыки. Пусть это будет неуклюже, не совсем то, чего мы хотим. Но ребенок должен прочувствовать и пропустить через себя все нотки музыки. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.
Когда ребенок освоится в звуках музыкального произведения – я начинаю разучивать с ними определенные движения, а после эти движения складывать в танец. И в танце каждый ребенок, если он окунулся в это произведение, одинаковые, на первый взгляд движения, каждый ребенок выполняет по-своему, вкладывая часть своей души.
Готовясь к постановке танцевального номера, я тщательно подбираю музыку. Эту музыку я предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп и природу. Так рождается творческая мастерская детей и педагога. Очень интересно слушать ответы детей на представленный образ. Самое главное – создать доверие между музыкальным руководителем и ребенком. Тогда ребенок откроется вам и творчество будет развиваться в нужном русле. Важно, чтобы дети все были хороши, не выделять никого, чтобы ребенок не закрылся и не боялся отвечать «а вдруг неправильно».
Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке творчество, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Творческие способности к импровизации раскрываются и при игре на детских музыкальных инструментах. Прежде, чем творить…. мы узнаем звуки. Различные звуки….природы – ручейка, шум ветра, дождя. А потом мы их находим в музыке. Пытаемся сравнить, найти, создать, сыграть.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Они очень хорошо развивают творческое воображение. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Я раздаю инструмены заранее, с учетом возможностей ребенка. Мы все выбираем, к какому образу подходит какой звук. Очень важно рассказывать сказку эмоционально, медленно, выдерживая паузы. Ребенок играет в паузах, озвучивая текст.
чтобы ребенок не растерялся, я ему подсказываю когда вступить взглядом или жестом. Я всегда рядом с ним.
конечно же, мы все заранее пробуем играть на инструментах. Постепенно, ближе к четырем годам ребенок знает названия инструментов, сравнивает их звучание и характер с другими инструментами.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение.
«Мышиная история»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
На протяжении 6 лет я работаю руководителем районного методического объединения «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Первомайского района. И практически на всех мероприятиях мы затрагиваем тему «Развитие творческих способностей дошкольников». Собственно это цель нашей работы, которая проходит неразрывной нитью во всех видах деятельности. Т. к. я уже говорила мы должны тесно работать с педагогами детского сада – в наше РМО я привлекла и воспитателей. Практически все МО у нас проходят в форме МК. Судя по результатам диагностики – мы работаем не зря. Положительных результатов много, и это очень радует.
Я желаю всем успехов в нашей педагогической деятельности, и чтобы наша работа приносила только радость и удовольствие от того, что мы творим и стараемся не зря, а во благо самого сокровенного в этой жизни – детей!