Ирина Соктоева
Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста с помощью конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Малыш»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. В современном мире компьютеризации, информатизации и роботостроения требуются специалисты с техническим складом мышления, творческим подходом и изобретательными навыками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий для развития у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, стремления проявлять настойчивость в достижении результата деятельности. Именно конструирование и робототехника естественным образом интегрируют основные линии развития ребёнка (познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое и физическое) являются эффективной инновационной технологией для детского творчества и технического усовершенствования.
Публикация «Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста с помощью конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Проблема: не в полной мере созданы условия для развития у детей интереса к техническому творчеству, а находясь дома, дети большую часть времени проводят за современными гаджетами, в следствие чего не имеют возможности творить, развивать воображение, не усидчивы, не последовательны в достижении своих целей.
Таким образом, для подготовки высококлассных специалистов в области инженерии, информационных технологий, программирования, обозначенную проблему необходимо решать уже в детском саду, закладывать первоначальные технические навыки и умения, осмысленно применять освоенные знания в области конструирования и робототехники.
Перспективность опыта заключается в умении предвидеть, что дети – это наше будущее. Они будущие творцы нашей страны и нашей республики.
Педагогическая идея состоит в создании оптимальных условий для развития навыков технического творчества и конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования.
Новизна проекта: использование конструкторов «Лего», «Знаток», «Тико» и других современных конструкторов дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию образовательной деятельности с дошкольниками по развитию технически грамотной личности.
Цель: способствовать развитию технического творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством организованной образовательной деятельности и свободного применения освоенных способов в различных ситуациях самостоятельной деятельности.
Задачи:
• Формировать устойчивый интерес к техническим играм и роботостроению.
• Создать условия в группе для активной созидательной деятельности детей, желания придумывать, изобретать, проявлять свои личные качества с использованием конструкторов и технических игр.
• Поддерживать инициативу, активность, самостоятельность каждого ребёнка как творческой личности с учётом индивидуальных особенностей.
• Воспитывать волевые качества личности – терпение, самоконтроль, адекватную самооценку.
Методы и формы: в ходе реализации проекта были применены различные формы обучения детей конструированию :
• по образцу – дети узнают свойства деталей; овладевают обобщенным способом анализа; определяют основные части, пространственное расположение отдельных деталей;
• по модели – в качестве образца предъявлялась модель;
• по условиям – нет образцов и способов изготовления постройки, а только условия, которым должны соответствовать;
• по чертежам и схемам (самостоятельное познание объектов) – инженерная книга
• по замыслу (умение искать новые способы);
• по теме (общая тематика).
Реализация проекта проходила в трех направлениях:
1-составление перспективного плана работы с учетом возрастных особенностей детей
2-реализация с воспитанниками содержания конструкторской деятельности, организованная образовательная деятельность.
3-активное обучение педагогов, организация семинаров-практикумов, мастер-класс.
Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости, поэтому театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того чтобы заинтересовать ребенка. С помощью воспитателя и конструктора «Тико» дети познакомились со сказкой «Заюшкина избушка»
В группах раннего возраста были проведены ООД «Веселая прогулка» с использованием «Даров Фребеля», дети ознакомились со свойствами предметов и пространственным расположением деталей, то есть действовали по образцу.
Младший дошкольный возраст- это время, когда у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия. Используя конструктор «Класата», дети соорудили машину по уборке льда.
«Мы будем рисовать конструктором!» с помощью «Даров Фребеля» дети «рисовали» сюжеты сказок, которые придумывали сами.
В старших группах реализовался проект «Волшебный мир электричества», целью которого было дать детям первоначальные представления в области электроники на основе конструирования различных электрических цепей с помощью конструктора «ЗНАТОК». Разработчикам этих конструкторов удалось сделать игрушку и наглядное пособие, которое позволяет изучать мир в игровой форме. Этот конструктор помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым, рассудительным. Так же происходит лучшее развитие воображения ребенка, словесно- логического мышления. При помощи электронного конструктора ребенок сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить. В ходе проекта дети помогли Карлсону починить пропеллер.
Совсем недавно прошли соревнования по конструированию «Веселые инженеры», среди ребят средних групп, целью которых было развитие интереса к легоконструированию,а также формирование умений к коллективной работе. Дети прошли несколько «испытаний», закрепляли умения работать по схемам, попробовали себя в роли инженеров, сами построили ракету на которой отправились в космос. Соревнования прошли интересно и весело.
В январе детьми старшей группы был реализован проект «Поселок нашего будущего», идею проекта предложили сами дети, в условиях пандемии короновируса были закрыты развлекательные центры и дети решили построить наш поселок, таким каким бы они хотели его видеть через несколько лет. В нем расположились не только развлекательные центры, но и зоопарк, морской порт, строительство нового детского сада и все это будет работать от солнечной электростанции. Также не забыли установить пункт вакцинации, для того чтобы эпидемия закончилась быстрее. Данный проект позволил сформировать у детей необходимые представления, что способствовало развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию, умение отражать полученные знания в творческой деятельности с использованием ЛЕГО-конструктора.
В нашем саду прошёл семинар" Использование дидактических игр для реализации программы " От Фребеля до робота: растим будущих инженеров" Педагоги находятся в постоянном поиске, придумывают новые игры, для того чтобы заинтересовать детей.
Наш детский сад будет продолжать работу в данном направлении, так как конструкторская деятельность средствами способствует развитию у детей самостоятельности и активности, творческого мышления и пространственного воображения, критичности, формированию интереса к изобретательству; речевому развитию, активизации активного и пассивного словаря, выстраиванию монологической и диалогической речи; воспитанию толерантности друг к другу и волевых качеств: трудолюбия, ответственности, целеустремленности, терпения, росту самооценки, гордости за свой труд.