Светлана Юрьева
Проект «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством использования палочек Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проект „Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством использования палочек Кюизенера“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.
В 60-70 годы 20 века начался активный поиск новых подходов к содержанию
математического развития дошкольников, а также средств и способов его реализации. Особо значимым для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием цветных счётных палочек
Х. Кюизенера - бельгийского математика.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Используя палочки Х. Кюизенера, реализуется один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Игры-занятия с этим материалом позволяют ребёнку овладеть способами действий необходимых для возникновения у детей математических представлений. В силу этого в 80 годы 20 века отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки детей, связанной с подготовкой мышления ребёнка к конструированию простых логических высказываний. Была определена основная линия движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста : от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка) к мыслительным (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация)
Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.
ПРОБЛЕМА, РЕШАЕМАЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами, с родителями по внедрению в образовательный процесс современной образовательной технологии. Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника, которые предлагаются в игровой форме.
Основное правило: от простого к сложному – способствует развитию внимания, памяти, воображения, расширяют кругозор, пробуждается интерес к познанию нового.
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети старшего возраста, родители.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера. Организовать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера.
В соответствии с целью определила задачи проекта :
1. Изучить современную методическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера – средство развития логики и математических способностей детей в дошкольном возрасте»
2. Разработать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, с использованием палочек Кюизенера.
3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс. Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников.
4. Разработать систему работы с педагогами.
5. Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника, подобрать практический материал.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Реализация проекта проходит в три этапа
1 этап - диагностический
- Изучение методической литературы по данной теме
- Диагностика уровня математического развития детей в соответствии с программой «Детство» с целью выявления проблем, затруднений и их коррекции, поиска путей организации помощи и новых развивающих воздействий
- Подбор, разработка и изготовление дидактического материала. Создание презентации «Игры с палочками Кюизенера» (схемы, инструкции, образцы)
- Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.
Срок реализации: сентябрь.
2 этап – основной (практический).
- Повышение компетентности педагогов и родителей по данной проблеме.
- Организация игр с цветными палочками Кюизенра в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.
3 этап – обобщающий.
Мониторинг проекта (май).
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Обучение дошкольников основам математики с помощью игр с палочками Кюизенера (Презентация)
1 Блок. Способы образования числа
«Гусеница»
«Построим домик для числа»
«Как Том и Джерри играли в числа»
2 Блок. Последовательность числа в числовом ряду
«Построим трап»
«Неделька»
«Восстанови лесенку»
«Будь внимателен»
3 Блок. Отношения между числами (больше-меньше; больше-меньше на).
«О чём говорят палочки?»
«Где чей домик?»
«Расколдуй животных»,
«Зёрна в кладовках у мышат»,
«Назови моих соседей».
4 Блок. Состав числа из единиц и 2-х меньших чисел.
«Кондуктор»
«Числовые грядки»
«Вместе мы одно число»
«Сколько жильцов в доме?»,
«Какое число живёт в вашем доме?»
5 Блок. Число как результат измерения.
«Зоопарк»
«Цветные коврики (для собачки и котенка)»
6 Блок. Арифметические действия сложения и вычитания.
«Цветной счёт»
«В городе построены разные дома»
«Аист и лягушки»
«Хитрые примеры»
7 Блок. Соответствие числа и цифры.
«Цифры и цвет»
«Построй пирамиду (по сигнальной карточке)»
«Разведи солдат по постам»
«Узнай номер телефона»
Перспективный план работы с детьми, нацеленный на развитие элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера
Месяц Обучающие задачи
Развитие операций мышления
Содержание
(игры)
Сентябрь Научить способам образования чисел. Анализ-синтез, абстрагирование, обобщение. «Гусеничка», «Построим домик для числа», «Как Том и Джери играли в числа»
Октябрь Последовательность числа в числовом ряду Сравнение, анализ-синтез, обобщение. «Будь внимателен», «Построим трап», «Неделька», «Восстанови лесенку»
Ноябрь Отношения между числами (больше, меньше, больше-меньше на)Сравнение, обобщение, абстрагирование. «О чём говорят палочки»
«Где чей домик»
«Назови моих соседей»
Декабрь Отношения между числами (больше, меньше, больше-меньше на)Сравнение, обобщение, абстрагирование. «Расколдуй животных»
«Зерна в кладовках у мышат»
Январь Состав числа из едениц и двух меньших чисел. Анализ-синте, абстрагирование, обобщение. «Кондуктор»,
«Числовые грядки»
Февраль Состав числа из едениц и двух меньших чисел. Анализ-синте, абстрагирование, обобщение. «Вместе мы одно число»
«Сколько жильцов в доме»
«Какое число живет в вашем доме»
Март Число, как результат измерения. Анализ-синтез, сравнение, классификация, обобщение. «Зоопарк»
«Цветные коврики»
Апрель Арифметические действия, сложения и вычитания. Анализ-синтез, абстрагирование, обобщение. «Цветной счет»
«В городе построены разные дома»
«Аист и лягушка»
«Хитрые примеры»
Май Соответствие числа и цифры. Сравнение, анализ-синтез, классификация, обобщение. «Цифра и цвет»
«Построй пирамиду»
«Разведи солдат по постам»
«Узнай номер телефона»
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
№ Мероприятия Сроки проведения
1 Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера». Октябрь
2 Показ презентации «Игры с палочками Кюзеинера» Октябрь
3 Мастер-класс «Цветные числа» Кюизенера в детском саду Ноябрь
4 Групповые и индивидуальные консультации «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», «Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера». Январь
5 Открытое занятие «Путешествие на корабле». Февраль
6 Проведение обучающего семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». Март
7 Презентация проекта Апрель
8 Подведение итогов работы. Анализ степени достижения поставленной цели. Май
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ Мероприятия Сроки
1 Анкетирование родителей Сентябрь
2 Групповое родительское собрание - презентация проекта Октябрь
3 Консультация Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера?»
Консультация для родителей «Какие альбомы приобрести для работы с палочками Кюизенера?» Ноябрь
4
Наглядно - информационная «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Декабрь
5 Семейный досуг «На улице разноцветных палочек» Февраль
6 Еженедельная информация для родителей Оформление еженедельной информации для родителей «Наши успехи и наши открытия в области математики» Сентябрь-май
7 Совместное занятие с детьми и родителями «Играем вместе» Март
8 Подведение итогов работы. Заполнение анкет для обратной связи с родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели Апрель
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
• Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание, группировка, сериация, классификация)
• Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.
• Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
• Развитие логического мышления, памяти, внимания.
• Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА
Для мониторинга проекта проведена диагностика уровня развития детей в начале года и в конце года, использовано анкетирование родителей.
Проведенная диагностика помогла установить уровень знаний в интеллектуальном развитии детей, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания, обучения; показала качественные новые результаты в развитии, возможности ребенка в плане овладения тем, что может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве, что дети достаточно в полном объёме владеют счетом, достаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «конструировать» оперировать предметы, знаки, символы.
Полученные результаты подтвердили значимость проведенной работы и эффективность проекта.
Анкетирование для родителей проведено два раза: перед началом проектной деятельности и после реализации проекта и помогло определить эффективность совместной работы с родителями и педагогами и возможность достижения поставленной задачи.
Диагностика уровня развития детей
№ Сентябрь % Май %
1 Владеют счетом от1 до 20 50 90
2 Различают количественный и порядковый счет в пределах 20 20 75
3 Составляют и решают задачи в одно действие на «+», пользуются цифрами и арифметическими знаками 25 50
4 Знают способы измерения величины: длины, массы. Пользуются условной меркой 50 80
5 Знают временные отношения: день-неделя-месяц, минута-час, последовательность времени года и дней недели 40 69
6 Знают состав числа до 10 из единиц и из двух меньших 45 70
7 Умеют обозначать словами местоположение предметов в пространстве 60 80
8 Владеют обратным счетом от 10 до 1 60 90
9 Ориентируются по числовому ряду 50 85
Анализ анкетирования родителей:
В ответах родителей преобладают варианты ответов:
в дошкольном учреждении следует реализовать современные образовательные технологии, отличным средством в обучении основам математике являются дидактические пособия – цветные палочки Кюизенера, но не все родители считают необходимым их участие в образовательном процессе.
Перечень приложений.
Приложение 1
Презентация «Игры с палочками Кюизенера» (схемы, инструкции, образцы)
Приложение 2
Анкета для родителей
Ответы на эти вопросы помогут коллективу детского сада совершенствовать свою работу.
1. Как Вы считаете, следует ли реализовывать в ДОУ современные образовательные технологии?___
2. Как Вы считаете, какова основная цель РЭМП у детей в детском саду:
а) научить считать, решать задачи, выучить цифры;
б) научить ориентироваться в пространстве и во времени;
в) подготовить к обучению в школе;
г) развивать психические функции мышления, внимания, памяти, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений у своего ребенка? ___
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?___
5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
6. Знакомы ли вы с дидактическими пособия «Цветные палочки Кюизенера», являются они отличным средством в обучении основам математике?
7. Получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?___
8. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? ___
9. В Вашей группе имеется наглядная информация по РЭМП? Насколько она полезна для Вас?
а) Информация отсутствует.
б) Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание.
в) Информация есть, но крайне скудная.
г) Я не обращаю на нее внимания.
д) Информация интересная, но для меня не имеет практической значи-мости.
е) Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное.
ж) Наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития Вашего ребенка?___
Спасибо за сотрудничество
Приложение 3
Фотоматериалы (центр математического развития, игры детей с палочками Кюизенера)
Приложение 4
Список использованной литературы :
1. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II : Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб. : «Детство-пресс», 2006.
3. З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.
4. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Примерная образовательная программа длшкольного образования «Детство»/ СПб. :«Издательство «Детство-пресс», 2014.
5. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ/М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Логика и математика для дошкольников/Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб, 1996.
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
Приложение 5
Методическая литература:
1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Примерная образовательная программа длшкольного образования «Детство»/ СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2014.
2. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.
4. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II : Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб. : «Детство-пресс», 2006.
5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.
6. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.
7. Т. А. Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир
8. Интернет ресурсы