Лучший педагог года

Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок

Ирина Ломова
Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок»

Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого процесса отгадывания. Загадка - это находка для развития многих качеств у малыша.

Публикация «Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок» размещена в разделах

Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.

Начав анализировать, почему так происходит, я пришла к выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия, они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.

Я решила заниматься гимнастикой для ума с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.

Определила, какие бывают загадки :

- С описанием свойств и признаков;

- Загадки-противопоставления;

- Загадки с описанием действий;

- Загадки-вопросы.

Так как загадки бывают разных видов, я решила идти по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирала задачи по возрасту, исходя из жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека…

Также сперва я решила загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читала ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводила рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадывала загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема «Дикие животные») :

- рассмотрела с детьми картину с изображение белок, которые

делают запасы на зиму;

- прочитала рассказ Г. Скребицкого «Белочка – хлопотунья»,

провела обсуждение;

- перед изобразительной деятельностью предложила

обследовать игрушку Белка.

После такой подготовительной работы загадала загадку :

Все в дупле ее успехи —

Ягоды, грибы, орехи!

В холод зимний, в летнем зное

Все мелькает в пышной хвое!

Что за рыженькая стрелка?

Ну, конечно, это… (Белка).

Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, всегда использовала демонстрационный материал.

По такой же схеме я стала подготавливать детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходима более серьезная подготовительная работа:

• Проведение игр на развитие логического мышления: «Какой предмет лишний?», «Чего не хватает?», «Как назвать одним словом?», «Назови свойства предмета»…;

• Проведение игр–экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;

• Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного; обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;

• Придумывание рифмы к словам;

• Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: «Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?», «Как помочь плачущему малышу?».

Хочу отметить, что дети с нетерпением стали ждать момента, когда я буду загадывать им загадки. У них появился азарт, желание первым дать правильный ответ.

В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: «Рта нет, а про всякого правду скажет». Очень интересно наблюдать, как дети сначала высказывают просто какие-то слова-предположения (человек, радио, компьютер). В сложных случаях я даю детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе… В данном случае подсказка не понадобилась, т. к. один ребенок сказал слово «глаза». Я ответила, что глаза играют большую роль для отгадки, они нам помогают что-то увидеть. Тут дети назвали и газету, и книгу, и вдруг… правильный ответ!

В дальнейшем мы с детьми стали сами придумывать загадки, зарисовывать их и предлагали родителям принять участие в их разгадывании. Здесь интересны такие виды загадок, где используется сравнение или противопоставление. Для этого ребятам необходимо вспомнить цвет, форму, размер, различные функции объекта или предмета, провести сравнительный анализ… Например, я предложила создать загадку про апельсин. Результатом совместного творчества детей получилась следующая задачка для родителей: «Круглый, как колобок; яркий, как солнце; сочный, как арбуз; ароматный, как лимон; кожица, как у лягушки. Что это?» А вот загадка с отрицанием про воздушный шарик: «Летит, а не ракета; упругий, а не мячик; легкий, а не перышко; цветной, а не радуга».

Отгадывание загадок, придумывание их - очень увлекательный процесс. Хочется привлечь и родителей к этому занимательному действию совместно с детьми. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться, поднять настроение.

Публикации по теме:

Новый подход к активизации мыслительных процессов у старших дошкольников Значение физкультминуток Помогают детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение,.

Развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности Цель: содействие интеллектуальному развитию детей при помощи современных образовательных технологий. Для её реализации я поставила перед.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,.

Развитие словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок «Здравствуй, весна» "Здравствуй, весна!" Старшая группа «Смелые» Возраст детей (4-5 лет) Выполнила воспитатель: Войтенко Елена Николаевна. Программное содержание:.

Методический семинар «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии» Методический семинар : «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ технологии» 1 слайд Добрый день уважаемые.

Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования. Старший воспитатель.

Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша. «Мышление начинается.

Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Речь выполняет.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок
Опубликовано: 10 октября 2019 в 20:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ломова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД