Ирина Ломова
Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок»
Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого процесса отгадывания. Загадка - это находка для развития многих качеств у малыша.
Публикация «Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок» размещена в разделах
Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.
Начав анализировать, почему так происходит, я пришла к выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия, они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.
Я решила заниматься гимнастикой для ума с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.
Определила, какие бывают загадки :
- С описанием свойств и признаков;
- Загадки-противопоставления;
- Загадки с описанием действий;
- Загадки-вопросы.
Так как загадки бывают разных видов, я решила идти по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирала задачи по возрасту, исходя из жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека…
Также сперва я решила загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читала ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводила рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадывала загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема «Дикие животные») :
- рассмотрела с детьми картину с изображение белок, которые
делают запасы на зиму;
- прочитала рассказ Г. Скребицкого «Белочка – хлопотунья»,
провела обсуждение;
- перед изобразительной деятельностью предложила
обследовать игрушку Белка.
После такой подготовительной работы загадала загадку :
Все в дупле ее успехи —
Ягоды, грибы, орехи!
В холод зимний, в летнем зное
Все мелькает в пышной хвое!
Что за рыженькая стрелка?
Ну, конечно, это… (Белка).
Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, всегда использовала демонстрационный материал.
По такой же схеме я стала подготавливать детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходима более серьезная подготовительная работа:
• Проведение игр на развитие логического мышления: «Какой предмет лишний?», «Чего не хватает?», «Как назвать одним словом?», «Назови свойства предмета»…;
• Проведение игр–экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
• Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного; обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
• Придумывание рифмы к словам;
• Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: «Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?», «Как помочь плачущему малышу?».
Хочу отметить, что дети с нетерпением стали ждать момента, когда я буду загадывать им загадки. У них появился азарт, желание первым дать правильный ответ.
В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: «Рта нет, а про всякого правду скажет». Очень интересно наблюдать, как дети сначала высказывают просто какие-то слова-предположения (человек, радио, компьютер). В сложных случаях я даю детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе… В данном случае подсказка не понадобилась, т. к. один ребенок сказал слово «глаза». Я ответила, что глаза играют большую роль для отгадки, они нам помогают что-то увидеть. Тут дети назвали и газету, и книгу, и вдруг… правильный ответ!
В дальнейшем мы с детьми стали сами придумывать загадки, зарисовывать их и предлагали родителям принять участие в их разгадывании. Здесь интересны такие виды загадок, где используется сравнение или противопоставление. Для этого ребятам необходимо вспомнить цвет, форму, размер, различные функции объекта или предмета, провести сравнительный анализ… Например, я предложила создать загадку про апельсин. Результатом совместного творчества детей получилась следующая задачка для родителей: «Круглый, как колобок; яркий, как солнце; сочный, как арбуз; ароматный, как лимон; кожица, как у лягушки. Что это?» А вот загадка с отрицанием про воздушный шарик: «Летит, а не ракета; упругий, а не мячик; легкий, а не перышко; цветной, а не радуга».
Отгадывание загадок, придумывание их - очень увлекательный процесс. Хочется привлечь и родителей к этому занимательному действию совместно с детьми. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться, поднять настроение.