Татьяна Мецлер
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления:
• Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное оформление.
• Работа по синонимическим заменам, перестройки предложения, выражающим одно и то же содержание.
Виды работы:
Составление предложений по вопросам
Составление предложений по демонстрации действий
Составление предложений по картинкам
Распространение однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями)
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Приемы работы по составлению предложений:
1. По вопросам с опорой на наглядность; составление без опоры на вопрос
2. Словесное обговаривание после демонстрации действий
3. Дополнение предложения, отвечая на вопрос с опорой на картинку.
4. «Закончи предложение» (с опорой на предметную картинку). Составление самостоятельно по данному образцу.
5. «Добавляй-ка», «Исправляй-ка» (на материале стихов)
6. «Чьё предложение интереснее? (длиннее)»(учить определять количество слов в предложении; составлять предложения с определённым количеством слов; выкладывать графическую модель предложения)
7. Составление предложений по цепочке (самое длинное предложение)
8. «Исправь предложение» (Каша ела Машу. Мяч играет с Мишей.
9. Работа с деформированным предложением: кошка, дом, бежит
10. Распространение однородными членами предложения (слова предметы, признаки, действия). С опорой, без опоры.
11. Составление сложных предложений с союзами И А; с противительным союзом А: у кошки большие глаза, а у мышки маленькие. (игра что «сначала», что «потом». Упр. «Исправь ошибку» : Сначала съели кашу, а потом сварили); с разделительным союзом ИЛИ
12. Предложения с предлогами (гномики Предлоги, составление по схемам)
13. «Почему - потому» (составление сложных предложений с придаточными причины)
14. Предложения-рассуждения ( небылицы: Сел баран на пароход и поехал в огород. В огроде-то на грядке вырастают шоколадки.) – Такого не бывает, потому что….
15. Передача прямой или косвенной речи (игра «Телефон» - Мама позвонила и сказала, что она придёт вечером)
16. Учить детей задавать вопросы (с опорой, без опоры) : игра «Вопрос-Ответ», игра «Школа»(- Научи куклу отвечать правильно! Задавай ёй вопросы.)
Приёмы работы по серии сюжетных картин
1. Все картинки серии выкладываются перед ребёнком. Он раскладывает по-порядку, придумывает название, рассказывает.
2. Выкладывают 2 первые картинки. Ребёнок сам придумывает конец, а потом может сравнить его с авторским.
3. Выкладывают одну любую картинку сюжета. В новом рассказе она будет началом
4. Выбрать сюжет и рассказать вместе с другом, отражая диалоги героев.
5. Собери книжку (книжка с прорезями для картинок) и расскажи
Игровые приё мы для разучивания стихотворений:
1. При заучивании отхлопывать или отстукивать ритм руками, мячом…
2. По мере заучивания выставлять наглядный материал в виде картин с персонажами или явлениями, происходящем в стих-ии
3. «Расскажи стихи руками» (сочетание фраз и жестов)
4. «Нарисуем стихотворение»(используются рисунки, появляющиеся из-под руки педагога (схематическое моделирование).По закреплению этого навыка дети, в дальнейшем могут сами делать зарисовки)
5. «Я расскажу, а ты покажи» (на этапе закрепления, когда один ребёнок рассказывает, а другой показывает)
6. «Изобрази настроение», «Скажи как я» (дети учатся изображать средствами мимики и жестов, голосовыми средствами характерные поведенческие черты персонажей, «настроение стихотворных строк».