Алиса Ильинична Попова
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими - смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования дети обучаются построению текста – рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования :
На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели.
На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели.
На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план. [5]
Основная задача при формировании способности к моделированию - расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития. По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход её в заместитель. Элементами модели – заместителя являются схематические зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется педагогом, затем, по мере усвоения навыка, самим ребёнком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому пересказу.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова 1973г; А. Н. Леонтьев 1981 г.). [3]
Качественный анализ полученных экспериментальных данных показал, что дети с ОНР III уровня мало используют связную фразовую речь в процессе игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.
Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, предметов и их частей.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются значительные отставания в формировании связной монологической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми и трудности в замещении и наглядном моделировании. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с системной речевой патологией и способности к замещению и наглядному моделированию, а также работы по развитию умственных способностей у дошкольников с системной речевой патологией.
Проведенная коррекционная работа по развитию связной речи средствами наглядного моделирования была эффективной. Метод моделирования при систематизации даё т ощутимые положительные результаты: положительно влияет на развитие умения рассказывать, обогащает словарный запас ребёнка; улучшает понимание ребёнком структуры и взаимосвязи составных частей объекта, явления (в ознакомлении с окружающим); повышает уровень воображения, наблюдательность ребёнка, даёт ему возможность заметить особенности персонажей и окружающего мира; формирует цельное представление.
В ходе изучения метода моделирования в процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено, что все формы моделирования активизируют познавательную деятельность детей с системной речевой патологией.
Из анализа результатов коррекционно-образовательной работы можно сделать вывод, что наглядное моделирование действительно является эффективным методом в формировании связной речи у старших дошкольников с системной речевой патологией, что и является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2009. (Высшая школа).
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004.
3. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007.
5. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. //Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
6. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2007.
8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. - М. : Ювента,2007.