МААМ-картинки

Развитие связной речи у детей с ОНР

ирина шевченко
Развитие связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи у детей с ОНР.

Слайд 1.

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.

Темочки:

70% детей имеют речевые нарушения. Работа логопеда направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит совершенствуется речь. Однако мыслительные языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Развитие связной речи у детей с ОНР встречает на пути ряд преград:

- действия окружающей среды не благоприятствует развитию речи;

- недостаточное общение со взрослыми также влияет на развитие связной речи;

- дизонтогенетические факторы.

Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

ПЛАН РАБОТЫ с детьми с ОНР по формированию речи включает в себя следующие этапы:

- формирование полноценных фонематических процессов;

- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;

- коррекция дефектов произношения (если есть);

- накопление словарного запаса (лексическое и грамматическое значение слов);

- обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;

- обучение разным видам пересказа;

- обучение самостоятельному рассказыванию.

Логопед должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача логопеда - учить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей с ОНР затруднения; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.

В процессе коррекционной работы следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов- короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Логопед помогает детям с ОНР овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи. Кроме того, логопед должен учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения (обобщающие слова, существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).

Овладение логопедом методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР.

На занятиях используются такие приемы:

- объяснение,

- вопросы,

- речевой образ,

- демонстрация наглядного материала,

- упражнения,

- оценка речевой деятельности.

Проводя то или иное занятие, логопед должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Слайд 2.

Для выявления нарушений связной речи проводится обследование детей в начале и в конце учебного года.

Варианты обследования связной речи :

-В зависимости от возраста обследуемого ребенка дается картинка, либо серия сюжетных картинок, по которым ребенок должен составить предложение, либо рассказ.

-Ребенку читается небольшой текст, после чего он с опорой на сюжетную картинку пересказывает его.

Слайд 3.

В своей коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР я использую мнемотаблицы.

Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 4.

Мнемотаблицы для заучивания чистоговорок

Слайд 5.

Раасказ сказки «Три медведя» по мнемотаблице

Слайд 6.

Рассказ сказки «Заюшкина избушка» по этой же методике.

Слайд 7.

Рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. У детей формируется элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Слайд 8.

Серии сюжетных картин как раз служат такой мотивацией, но это не просто картинка, а картинка с продолжением и это вызывает повышенный интерес у детей, т. к. при восприятии дети склонны обращать внимание на необычное, яркое, эмоционально-окрашенное.

Серии сюжетных картин выступают как наглядная модель структуры связного высказывания.

Слайд 9.

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам»

Цель игры: закреплять память, научить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок.

Задачи:

Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал.

Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь, расширять словарный запас детей.

Воспитывать умение выслушивать друг друга, взаимопощи, внимательности.

Игровая задача

рассказать сказку по картинкам, разложить картинки в правильной последовательности

Игровые действия

Предлагаю карточки с иллюстрациями к популярной детской сказки, по которым ребенок рассказывает сюжет той или иной ситуации изображенной на картинке и раскладывает их в правильной последовательности.

Слайд 10.

Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев рук речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Какие цели еще мы ставим перед собой, организуя настольный театр - Воспитание творчески активной личности. Развитие умений и навыков, творческих способностей. Организация досуга путём вовлечения в продуктивную творческую и театрализованную деятельность. Развитие речевой культуры и овладение приёмами выразительности речи. Взаимопонимание, доверие, дружеского отношения друг к другу.

Задачи: Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками.

Слайд 11.

Дети с речевыми нарушениями отличаются:

- низким уровнем внимания

- трудностями припоминания

-сниженной вербальной памятью

- сниженной продуктивностью запоминания

-слабым развитием наглядно-образного мышления

-бедным пассивным и активным словарём

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением.

При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;

• воспитание чувства ритма и темпа;

• формирование слухового внимания, восприятия и памяти;

развитие физиологического и речевого дыхания;

• активизация речевых процессов;

• воспитание умения работать сообща.

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Слайд 12.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух.

Подвижные игры в занятии по развитию речи вполне можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.

Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

Таким образом, задача подвижной игры – вывести малоактивного ребенка с общим недоразвитием речи на активизацию собственной речи.

-подвижные игры с проговариванием текста (у медведя во бору, птички в гнездышках сидят, подарок, гуси и волк и т. д.)

Слайд 13.

-игры с мячом

Слайд 14.

-логоритмика

ВЫВОД

Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.

Несформированность связной речи детей с ОНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

Слайд 15.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Автор публикации:
Развитие связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 19:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем ирина шевченко (УИ 136995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД