Дьякова Ирина
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им усвоить и усвоение знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
В дошкольном возрасте речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи - умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми речевыми умениями.
Психологи и педагоги (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. А хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми. Но, к сожалению, в последнее время речь начинает терять свою эмоциональность и красочность, в словарь все больше входят иностранные слова, уже в дошкольном возрасте дети начинают пользоваться «языком компьютера», который лишен окраски, образности. Также остро встает вопрос о чистоте детской речи. Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи.
Обучение правильной во всех отношениях речи - задача общественной значимости. Существует много средств для формирования правильной речи и устранения ее недостатков, одним из них являются произведения устного народного творчества. Сказки, потешки, поговорки, скороговорки, пословицы, являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, чувства ритма и рифмы, эти произведения готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную ее выразительность. Они выступают совершенными образцами речи, которые ребенок слышит, повторяет и усваивает. Поэтому очень важно, чтобы произведения устного народного творчества широко применялись в практике детских садов для развития речи детей во всех возрастных группах. Ведь приобщение к народному творчеству имеет большое значение в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному
Нельзя сказать, что устное народное творчество в обучении и воспитании дошкольников используется мало : практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, загадкам, песням, пословицам, прибауткам, но отсутствие системы в работе, отсутствие учёта отнесённости произведений устного народного творчества к определённому возрасту детей не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении.
Устное народное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Ему отведено почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Устное народное творчество черпает свой материал для детей из разных источников. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, где дети учатся правилам поведения, нормам взаимоотношений и т. д.
Произведения устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми должны использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Сказка- это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры. Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Конкурс «Интеллектуальный».
1. В каких сказках жили братья?
(«Три поросёнка», «Царевна –лягушка», «Два жадных медвежонка».)
2. В какой сказке заходят часто речи о доброй русской печи?
(«Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Гуси- лебеди», «Золушка».)
О какой сказке идёт речь?
В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.
Мышка к нам пришла на помощь, вместе вытащили овощ.
Свет мой, зеркальце скажи.
Не пей из копытца, козлёночком станешь.
Ещё пуще злится старуха.
Конкурс «Живые картинки».
1. Показать и отгадать сказку.
Команды по очереди изображают сказку без слов, помощью мимики, движения и жестов. («Репка», «Три поросёнка», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»).
Речь с движениями.
Речь: Движения:
Ау, ау, голубушка! Ладони сложить рупором у рта,
Ау, ау, Алёнушка! Повороты корпуса вправо;
У дедушки. У бабушки Ладони сложить рупором у рта
Внучка Алёнушка. Повороты корпуса влево;
Завели меня подружка Показать указательный палец
В лес, На правой руке;
Да там и покинули. Двумя руками показать на себя;
Приглашающий, манящий жест
Правой рукой;
Поднять руки вверх,покачать
Вправо – влево;
Обе руки уронить вниз, голову
Опустить.
«Отгадай и назови сказку».
Сказки просят: «А сейчас, вы друзья узнайте нас!»
(иллюстрации к сказкам).
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Р. н. с. «По щучьему велению»).
2. Эта девочка – малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла. (Р. н. с. «Дюймовочка»).
3. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети? (Р. н. с. «Волк и семеро козлят»).
Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красноречивости немыслимо без знакомства с пословицами и поговорками, особым видом устной поэзии, веками шлифовавшимся и впитавшим в себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Пословица – это краткое ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». Пословица тем легче ложится в память ребенка, чем искусней тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую, ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.
Объяснять детям, чтобы верно понять словосочетание, пословицу, поговорку, ненужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь.
Таким образом, у детей формируются лексические умения. Главное, чтобы дети поняли, что устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.
Знакомя детей с пословицами и поговорками весьма важно, чтобы они произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п., а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы.
Во время прогулок пословицы помогают лучше понять явления, события. Например, «Весна красна цветами».
Нужно объяснить детям, что по пословицам и поговоркам можно составлять рассказы и это позволит перейти на занятиях к работе, где дети сами будут пытаться составлять определенные рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа подбирать подходящую пословицу.
Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра: «Продолжи пословицу». Воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
Игра – развлечение «Найди пословицу».
Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т. д.
Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
В старшей группе А. М. Бородич рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать в учебный год, скороговорки нужно распределить по трудности произношения
Знакомя детей с новой скороговоркой, воспитатель произносит ее наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями.
Для повторения скороговорки сначала вызываются дети с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом повторяется указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им овладели, разнообразить задания: произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, менять и темп.
Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: "Из-за леса, из-за гор…"; второй ряд: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.
Вполне оправдывают себя и другие упражнения. Они имеют своеобразную форму диалога, построенного по типу "вопрос - ответ". Например, Вопрос: "Ткач ткет ткани на платок Тане?" Ответ: "Ткач ткет ткани на платок Тане". Например, перед ребенком поставлена задача выразить огорчение ("Проворонила ворона вороненка", удивление ("На горе Арарат растет крупный виноград", просьбу, нежность или ласку.
Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка.
Речевая игра «Поиграем в слова».
1. Петух- пастух, пасёт Пеструх!
2. Шура Шуре шубу сшил.
Шуру в шубу нарядил!
3. В кладовке – кадушки
В кадушке – квакушки
Квакнули квакушки
Лопнули кадушки.
Потешки, пестушки – это небольшие стихотворения - приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка.
Прибаутки - это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, напоминающие маленькие сказочки в стихах, употребляющиеся для украшения речи.
Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку.
Утром можно проговорить:
Ой,люленьки –люшки!
Нашему Иванушке.
Доброе утро! Доброе утро!
Утро с шутками прибаутками!
Умывание:
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается, солнцу улыбается!
Во время приё ма пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Во время утреннего приёма, укладывании спать:
Тихо песенку спою,
Ваню покачаю,
И шуметь никому
Я не разрешаю
Вдруг мой Ванечка проснётся,
Испугается во сне?
И поэтому придётся,
Посидеть нам в тишине.
А затем использовать потешку вовремя сюжетно – ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Наряду с потешками, пестушками, прибаутками заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста колыбельные песни. Они, по мнению народа – спутник детства. Это песни, исполняемые при укачивании ребенка. Колыбельные песни в старшем дошкольном возрасте используются не в прямом своем назначении, а как средства развития их речи. Они обогащают словарь детей. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
На разностороннее развитие речи детей оказывает влияние широкое применение загадок.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Она рекомендует, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует заинтересовать детей процессом доказательства, рассуждения, подбором фактов и доводов. Для этого хорошо организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"
Загадки по сказкам:
1. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
2. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор---
3. Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше.
Немало народной выдумки внесено и в считалки.
Считалка - это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция. Считалки рекомендуют как упражнения для речевого аппарата, выработки отчетливой дикции. Произносить их нужно с разной интонацией то громко, то тихо, то шепотом. Менять темп речи то быстро, то медленно.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
.
В старшем дошкольном возрасте наряду со считалками детей необходимо пользоваться и жеребьевками. Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре.
Дразнилки - небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дразнилки были безобидными (например, «Архип — старый гриб») и не перешли в ранг издевательства.
Зина вышла утром в сад
Посмотреть на поросят.
Поросята завизжали,
От грязнули убежали!
Приобщение дошкольников к народной поэзии невозможно и без знакомства с закличками, приговорками. Заклички представляют собой короткие стишки, в которых призываются различные силы природы в помощь.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Приговорки - это короткие, своеобразные, обычно стихотворные обращения к природе в соучастии, в доброй помощи. Чаще всего их произносит каждый поодиночке.
Ветер- ветерцо,
Не дуй мне в лицо
А дуй мне в спину
Чтоб идти было в силу.
2. Мышка- мышка
На тебе зуб костяной
А мне дай стальной.
Чистоговорки – чисто говорю, используются для развития словарного запаса и чувство ритма.
Ом- ом- ом- ом -мы построим новый дом.
Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
Ча-ча-ча- сидит зайка у врача.
Чу-чу-чу- врач идёт к грачу.
Таким образом, устное народное творчество – это своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. К жанрам устного народного творчества относятся : сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, песенки, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, считалки, заклички, чистоговорки, дразнилки, и народные игры.
Устное народное творчество помогает детям расширить их кругозор, лучше узнавать жизнь и быт русского народа, у них развивается мелкая моторика рук и это неразрывно связано с умственным развитием, развитием их речи и формированием разнообразных выразительных движений.
Произведения устного народного творчества доступны для понимания и осознания дошкольниками, только отобраны они, должны быть с учетом возрастных возможностей детей и должна быть организована систематическая работа. То есть использование устного народного творчества в речевом развитии детей в дошкольном возрасте вполне оправдывает себя.
Практическая часть
Частушки про детский сад.
1. Мы споём про детский сад
Про игрушки, про ребят,
Как мы дружно здесь живём,
Пляшем песенки поём.
2. Утром нас приводят мамы
И бываем мы упрямы.
В раздевалке поревём
А потом играть идём.
3. На зарядку мы с утра
Ходим с настроением,
А кончается она-
Уходим с сожалением.
4. Наши воспитатели-
Добрые, красивые,
Любят каждого они,
Ребёнка шаловливого.
5. Кормят в садике ребят
Словно в ресторане,
Я рецепты разузнаю,
Принесу их маме.
6. А заведующая наша
Самая активная,
И поэтому её
Работа эффективная.
7. В нашем садике ребята
Самые умелые:
Кто рисует, кто поёт,
Кто быстрей всех бегает.
8. Всем спасибо за внимание,
За любовь, за переживания,
Ну а садик, процветай,
Добро детям прививай.