Медведева Ольга
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи : словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правило соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Словарь и грамматический строй совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к трем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного произношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Публикация «Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте, Три функции речи, этапы её генезиса» размещена в разделах
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка - слух, зрение, обоняние, осязание - были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физического и психическое развитие.
Для развития речи имеет большое значение психофизическое здоровье ребенка состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.
Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего, ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.
К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до десяти-двенадцати, а иногда и большего количества слов (баба, кис, му, БЭ и др.).
Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом. К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.
К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.
Воспитателю необходимо знать закономерности нормальности развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).
ИНТОНАЦИЯ
Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи.
Интонация включает ритм, темп, тембр и методику речи.
Мелодика речи это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Ритм речи это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Темп это скорость произношения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи.
СИСТЕМА ФОНЕМ
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикулярных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата: энергетический (дыхательный) -легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань; резонаторный (звукообразующий) -полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок - его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию, усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не образуется, а если складки наряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяют небо, передняя часть которого твердое небо, а задняя часть мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т. к. она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.
Самыми активными подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи. «Язык представляет собой совокупность мышц, идущих в различных определенных направлениях. Вследствие этого строения язык может принимать разные формы и производить различные движения вперед и назад, вверх и вниз, и не только всем телом, но и своими отдельными частями, Эта чрезвычайная гибкость языка и обуславливает разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи. В языке различают кончик, тело и корень языка. При классификации звуков речи вводятся также условно-фонетические понятия передней, средней, и задней частей спинки языка».
ТРИ ФУНКЦИИ РЕЧИ
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с нагляднообразными и моторно-действенными компонентами, а в третьем - перед нами письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках.
Действительно, маленький ребенок в конце первого года жизни произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только со взрослыми, а после двух лет - и с другими детьми.
Появление первых слов сразу же оказывает внутри индивидуальный эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественных специфических уровней обобщения, что в свою очередь влияют на дальнейшее развитие речи.
Психологи выделили в качестве первого этапа внешнюю (диалогическую) речь ребенка. Второй этап составляет эгоцентрическая (монологическая) речь с особым, воображаемым собеседником. И лишь на третьем этапе, к концу дошкольного возраста, речь ребенка может полностью протекать целиком во внутреннем плане.
Использование письменной речи для приобщения к общечеловеческой копилке информации начинается в лучшем случае в самом конце дошкольного детства, а истинное овладение этой функцией завершается далеко за пределами дошкольного возраста.
ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА РЕЧИ, КАК СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не умеет понимать речь окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослыми.
I этап - потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
II этап - нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого.
Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
III этап - нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослыми важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
IV этап - потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладение детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволяет малышу использовать их как руководство в своих поступках.
В возрасте от рождения до семи лет у детей выделяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно - личностное (М. И. Лисина,1978)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП -ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ
Этап охватывает первый год жизни детей - срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. На протяжении первого года ребенок сменяет, по крайней мере, две формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:
1. общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
2. содержание потребности детей сводится к нужде в
доброжелательном внимании взрослых;
3. ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
4. основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно- мимических) движений и поз.
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается особенностями:
1. общение разворачивается на фоне предметных манипуляций,
составляющих новый вид деятельности ребенка, которая
занимает положение ведущей;
2. содержание потребности детей в общении обогащается новым
компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, соединяется с ней;
3. ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами минипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослыми;
4. основным средством общения с окружающими людьми для
младенцев служат категории изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Наблюдения за поведением уже давно позволили психологам выделить среди их разнообразных проявлений вокализации. Они имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние человека, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание). Вокализации детей первого года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дядя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием, не имеет строгой предметной отнесенности и не несет номинативной нагрузки: с его помощью ребенок вовсе не называет мужчину или (тем более) брата одного из родителей. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий.
Для овладения речью ребенку нужно научиться отделять смыслоразличительные единицы языка от сопровождающих их звуковых компонентов. В большинстве языков, в т. ч. в русском, смыслоразличительными единицами являются фонемы.
Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха. Детям необходимо овладеть анализом, позволяющим отделять высоту звуков от их фонематических особенностей, научиться воспринимать фонематические различия.
ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ
Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми - доверительной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода - от конца первого до второй половины второго года. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год-полтора.
Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации. Оба события тесно связаны между собой, и не только по времени, но и по существу. Они представляют собой способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед собой взрослый - он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней.
И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания.
Сопоставление основных условий, в которых происходит усвоение детьми первых слов в житейских ситуациях, привело к выводу о существовании типичной ситуации, наиболее эффективной для воплощения в ней речевой коммуникативной задачи. Это, как правило, ситуация индивидуального взаимодействия взрослого и ребенка.
У детей, усваивающих речь, дело обстоит неизмеримо сложнее. Но и здесь мы, прежде всего, оказываемся перед вопросом: какая потребность лежит в основе решения ребенком речевой коммуникативной задачи? Может быть, это потребность в овладении предметом для получения от него новых впечатлений или для активного манипулирования с ним.
Тогда успешность обучения должна зависеть от привлекательности предмета, от его желательности для ребенка.
Можно выделить три стороны, каждая из которых представляет собой результат устоявшихся за многие месяцы контактов ребенка с окружающими взрослыми: а) эмоциональные контакты, б) контакты в ходе совместных действий и в) голосовые контакты.
ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Третий из этапов развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научась с большим искусством применять его для общения.
Появление у детей первых вопросов о скрытых свойствах вещей, а также о предметах и явлениях, отсутствующих в данное время или в данном месте, знаменует переход ребенка от ранних ситуативных форм общения к более развитым внеситуативным формам.
Первой становится форма внеситуативного познавательного общения. Основные параметры внеситуативного познавательного общения следующие:
1. в рамках этой формы контакты детей со взрослыми связаны с
познаванием и активным анализированием ими объектов и
явлений физического мира или «мира предметов», по терминологии Д. Б. Эльконина (1971);
2. содержанием потребности в общении является их потребность в уважительном отношении взрослого;
3. среди разных мотивов общения ведущее положение занимают
познавательные, воплощенные для ребенка в эрудиции и осведомленности взрослого человека;
4. основным средством общения здесь служит речь.
Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности.
В раннем возрасте от ребенка нелегко добиться произнесения даже тех слов, которые он хорошо освоил. Но постепенно происходит смягчение той опаски и затруднительности, с которыми маленькие дети относятся к слову - и слышимому, и произносимому активно ими самими, хотя до конца дошкольного детства этот феномен полностью не изживается. В раннем возрасте вербальная деятельность осуществляется на каком-то полу произвольном уровне: множество самых разнообразных факторов тормозят речь детей и не позволяют контролировать ее ни взрослому, ни - временами - даже самому ребенку.
Таким образом, третий этап развития речевого общения состоит в том, что дети овладевают понятийным наполнением слова и потому учатся применять его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации. Одновременно дети учатся произвольно регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальперия П. Я. Психология как объективная наука. Под ред. А. И. Подольского /вступ. Ст. А. И. Подольского – М., Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480с.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961 г.
3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1976г.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А. Г. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384с.
5. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М. : Институт практической психологии, 1998.-488с.
6. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М. : Педагогика, 1985. -208 с., ил.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина - M.,1984г.
8. Тихеева Е. и" Развитие речи детей. - М., 1981 г.
9. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001.-240 с.
10. Эльконин Д. Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста. -М., 1964 г.