Тхелидзе Любовь
Развитие связной речи как необходимое условие преемственности дошкольного и начального образования
▼ Скачать
Заголовок)[/b] Развитие связной речи, как необходимое условие преемственности дошкольного и начального образования
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.
Публикация «Развитие связной речи как необходимое условие преемственности дошкольного и начального образования» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы.
2 ФГОС)[/b]
Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на то, что «Содержание Программы дошкольного образования должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей». Речевое развитие является одним из основных направлений развития и образования детей по ФГОС ДО и включает в себя «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». Этот документ определяет целевые ориентиры дошкольного образования: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания…», что является необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Поэтому необходимо развивать связную речь.
Определение)[/b]
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. (Слайд 4 Функции) Связную речь необходимо развивать дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.
Игры)[/b] Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь через логопедические (словесные) игры и упражнения.
Словесные игры)[/b]
Мы упражняем детей в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:
Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки "что это?", при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.
1. "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
2. "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
3. "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
4. "Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
5. Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
6. "Кто где живет?", "Чьи детки?"
7. "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
8. Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).
9. "Назови 4-5 слов на определенную тему" (мебель, посуда).
Мы упражняем детей изменять слова и образовывать новые:
Как называется суп из фасоли? (фасолевый, сок из яблок? "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий).
Игра «Летает - не летает», «Что бывает сладким?», «Назови одним словом»
Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.
В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество, группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия.
Игра "Какой? Какая?"
Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.
Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.
Упражнение «Замените слова близкими по значению»
Сильный дождь - (ливень)
Дождь с молнией - … (гроза)
Большое горе - … (несчастье)
Упражнение «Сравните выражение»
Небо синее – точно… (море)
Снег мягкий – словно… (пух)
Платье оранжевое – точно… (апельсин)
Сок холодный – как… (лед)
Следующим этапом нашей работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет.
1. "Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).
2. "Какое слово убежало?" (Алеша ел.).
3. "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем.)
4. "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).
5. "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).
6. "Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы).
Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу)
Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".
Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.
Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:
1. "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
2. "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит).
3. "Что ты увидел за три секунды?", ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном.
4. Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ.
5. Убери лишнюю картинку, назови рассказ.
6. Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану.
7. Придумывание рассказа по схеме.
8. "Смешинки" (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке).
9. Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает.
10. Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет.
11. Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.
12. Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?").
13. Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка.
Полезны игры, развивающие описательную речь:
1. "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
2. "Угадай-ка"(узнай предмет по описанию).
3. "Небылицы".
4. "Мое любимое животное".
5. "Наши хорошие и плохие дела".
6. "Как передвигаются животные?".
При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.
В своей работе по развитию связной речи я использую такие методики, как Су-Джок терапия и пескотерапия.
Они оказывают благотворное влияние, как на речевое развитие, так и на психическое (в том числе и на укрепление нервной системы). Можно использовать: мимические упражнения, динамические упражнения, логоритмические упражнения, упражнения по методике «Расскажи стихи руками», пальчиковые игры, разнообразные игровые приемы по развитию мелкой моторики у детей — рисование пальцем на песке и в воздухе, обводка контуров по трафарету и по клеткам, закрашивание и штриховка, обрывание лишней бумаги по контуру, нанизывание бус на нитку, конструирование (из геометрических форм, спичек, мозаики, наматывание клубков, сортировка круп, работа с ножницами и так далее. Таким образом, обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. Необходимым условием эффективности логопедических занятий являются систематичность применения речевых упражнений.
Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.