Алла Фефлова
Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники
Наиболее благоприятным периодом для развития речи детей является дошкольный возраст.
Есть много помощников в этом нелегком процессе, и один из них это
мнемотехника («искусство запоминания»).
Мнемотехника — система методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Публикация «Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В качестве дидактического материала,используются мнемотаблицы и схемы-моделей, это заметно облегчает детям овладение связной речью; а, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка —серая, елочка — зеленая.
Занятие состоит из нескольких этапов.
1 этап-рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап- осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 этап-после перекодирования происходит пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Большая работа проводится с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет понимание самой сказки, содержания. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.
Литература:Т. Б. Полянская "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"