Братанова Наталья
Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. У детей с ОНР можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.
Публикация «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Трудности, имеющиеся у детей с ОНР, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия.
Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая, имеет ведущее значение в формировании личности ребенка.
Слады 1,2,3,4
Методы речевого развития детей (слайд 5)
Выделяют три группы методов:
-наглядные,
-словесные
-практические.
Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Словесные методы в детском саду применяются реже:
это чтение и рассказывание художественных произведений,
заучивание наизусть,
пересказ,
обобщающая беседа,
рассказывание без опоры на наглядный материал.
Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры,
игры-драматизации,
инсценировки,
дидактические упражнения,
пластические этюды,
хороводные игры.
Они используются для решения всех речевых задач.
(слайд 6)
Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
(слайд7)
ПОКАЗ МНЕМОТАБЛИЦ
Работа по мнемотаблице состоит из трё х этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Составление рассказа с опорой на символы (образы).
Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.
• Давайте попробуем составить описательный рассказ по мнемотаблице «Овощи, фрукты»
• Рассказать сказку «Зимовье зверей»
• Проговорить скороговорку
Варя на проталинке промочила валенки,
Сохнут на завалинке Варины валенки.
Мы в своей работе используем мнемотаблицы в следующих видах деятельности:
Слайды 8,9,10,11,12 (обзор)
(Слайд 13)
Таким образом, с помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаё тся достичь значительных результатов в следующем:
Активизируется словарный запас;
Расширяется круг знаний об окружающем мире;
Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
Свободно пересказывают и составляют сказки, рассказы;
Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Мы рассмотрели словесные методы с использованием наглядных приёмов.
Обратимся к практическим методам. (Слайд 14)
Основным видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.
К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и т. д.
Включаем игры в образовательную деятельность (физминутки, гимнастики, в самостоятельную деятельность детей подвижные, сюж-ролевые и т. п.)
Система работы с родителями по развитию связной речи.
Какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Моя задача помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в развитии связной речи.
В настоящее время мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения родителей:
мастер – класс: «Этому должны мы научиться»,
семинар – практикум: «Роль сказки в развитии связной речи детей с ОНР», консультации: «Роль артикуляционной гимнастики для детей с общим недоразвитие речи», «Давайте будем играть, и развивать речь», «Роль родителей в системе коррекционно-развивающей работы», «Развитие речи детей 5-6 лет», «Учите детей рассказывать».
Сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников и развитию связной речи.