Анна Воронина
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Успешное овладение связной устной речью поможет ребенку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.
В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Исходя из наблюдений за речью детей группы, отмечается недостаточное речевое общение, свернутость рассказов, нарушение логики построения рассказов, пропуск частей. Речь детей не развернута, ответы на вопросы односложны, что не соответствует возрасту детей.
Одним из основных методов развития связной речи мы определим моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.
Изучая виды моделей, предлагаемые для развития связной речи, мы выбрали для работы модели к. п. н., доцента кафедры дошкольной педагогики НГПУ Красильниковой Л. В.
Преимущество метода моделирования в том, что он может использоваться в работе с детьми разных возрастов и на всех этапах обучения, так как имеет такое важное свойство, как подвижность (т. е. способность изменять содержание в соответствии с возрастом детей и задачами, которые ставит воспитание и обучение. Моделирование отвечает всем требованиям, которые предъявляются к методам образовательной работы с детьми: простота, конкретность, доступность, четкость и т. д.
В начале работы было проведено обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированное подгрупповое занятии с детьми.
Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.
В связной речи анализировались следующие критерии: содержательность, композиция высказывания, грамматическая правильность построения предложений, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств.
Среди данных компонентов ниже оценки в композиции высказывания (наличие частей, следовательно, использование моделирования, которое поможет усвоить композицию высказывания, будет наиболее эффективным.
Анализируя сводные результаты обследования развития речи детей видно, что речевое развитие в основном соответствует программе «Детство», хотя есть недостатки, особенно в связной речи (описание, самостоятельный рассказ детей). Моделирование поможет детям самостоятельно структурно выстроить свой монолог.
На основании результатов обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.
Задачи:
1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
2. Создавать условия практического овладения нормами речи.
3. Развивать речевое творчество.
4. Воспитывать культуру общения.
Наша работа направлена на развитие связной речи, но не надо забывать, что развитие речи многогранно и поэтому мы должны учитывать комплексный подход к развитию связной речи детей.
На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи :
1. Ознакомление детей со структурными частями текстов и введение моделей.
2. Закрепление использования моделей во всех видах деятельности.
3. Проявления речевого творчества детей.
Сначала мы создавали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.
Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры и дидактические игры в соответствии с технологией развития осознанной речевой активности Красильниковой Л. В.
Модели повествовательного рассказа Л. В. Красильниковой есть на каждого ребенка. Они их используют на занятиях и в играх. Модели Ткаченко (по игрушке, временам года, одежде) есть на подгруппу детей. По наблюдениям, если в сначала дети чаще использовали модели Ткаченко, то потом - модели Красильниковой.
Интерес у детей вызывают дидактические игры для развития связной речи типа «Собери сказку». В предметно – развивающей среде группы имеется специально организованный уголок, в котором размещены модели Л. В. Красильниковой. Рядом с моделями расположены картинки, предназначенные для самостоятельного составления детьми рассказов по ним. Уголок мобильный, так как все картинки регулярно меняются. Специально отбираются картинки с понятным сюжетом, красочные, доступные для детей. Тематика картинок варьируется в зависимости от задач образовательной работы. Например, в процессе выполнения темы «Сезонные изменения в природе зимой» подбираем такие картинки как, «Зимние забавы», «Зима в Простоквашино».
Смена картинок вызывает у детей интерес к этому уголку. Дети активно ими пользуются в повседневной жизни (при составлении рассказов, в сюжетных играх, в общении).
Большой интерес у детей вызывают книги, альбомы. Дети активно пользуются моделями не только на занятиях, но и в игре, в свободной деятельности. После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы пришли к первому этапу нашей работы.
На данном этапе работы с детьми - Ознакомления детей со структурными частями текстов и введение моделей стояли следующие задачи:
Задачи:
• Развивать умение детей выделять характерные особенности повествовательного текста.
• Развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)
• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между частями повествования.
• Закреплять умение составлять рассказ.
• Развивать операции мышления и речь детей.
• Воспитывать внимание и умение слушать товарищей.
На данном этапе мы знакомим детей со структурными частями текста и вводим модели Л. В. Красильниковой.
Рассмотрим этот процесс на повествовании. На первых занятиях мы читаем специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа Л. В. Красильниковой.
Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные.
Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.
Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. –
б) Закрепление использования моделей во всех видах деятельности
Задачи:
• Продолжать развивать деятельность программирования
• Закреплять представление детей о композиции повествования.
• Закреплять умение использовать модели в составлении повествования.
• Развивать операции мышления и речь детей.
• Воспитывать культуру общения
В группе используем следующие игры и упражнения, разработанные Л. В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой» они основаны на использовании модели повествовательного рассказа.
Также эти модели мы используем в занятиях по другим видам деятельности. Например:
• в мире искусства и художественной деятельности - при рассматривании картин и образцов искусства;
• в природном мире - при составлении рассказов о жизни животных в природе;
• в социальном мире - при составлении повествовательных рассказов о городе, о праздниках).
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятиях.
В конце этого под этапа дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их на занятиях и в повседневной жизни.
После этого мы перешли к третьему этапу нашей работы – проявлению речевого творчества детей.
Задачи:
• Продолжать развивать деятельность программирования
• Обобщить представление детей о структуре повествовательного рассказа.
• Развивать умение детей составлять рассказ, используя модели.
• Развивать операции мышления, речь и воображение детей.
• Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивать.
Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.
Дети на занятиях придумывали сказки, рассказы на готовую тему. А на занятии, где дети были писателями – на любую тему. По наблюдениям в составленных рассказах соблюдалась логика. Хотя у детей среднего развития рассказы были менее распространенными.
Перед праздниками (Мамин день и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.
В процессе работы были созданы самодельные книжки, составленные детьми. Такие книжки как «Колобок», «Теремок» и другие создавались индивидуально. Дети рисовали иллюстрации, и сами подписывали их, выделяя части сказки. Такие книжки как «Любимые животные», «Новый год» и другие составлялись коллективно. Каждый ребёнок оформлял по одной странице, потом книжка собиралась воедино.
В утренние часы создаются благоприятные условия для развития связной речи детей. В нашей группе стало традицией в первый день после выходных перед завтраком собираться вместе в круг. Дети рассказывают о проведенных выходных, о своих впечатлениях об увиденном и услышанном. Рассказы записываются. Так же дети рисуют иллюстрации к своим рассказам. С результатами мы знакомим родителей «Говорят дети».
Все рассказы, высказывания детей записываются. Итоги вывешиваются для родителей в уголке «Говорят дети».
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проведенная система работы благоприятно повлияла на развитие связной речи детей.
Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста эффективно, потому что:
• повысилась содержательность и связность монологической речи детей.
• повысилась речевая активность детей.
• развилось речевое творчество детей.
• развились психические процессы детей, особенно мышление.
Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и дальнейшей взрослой жизни детей.