Наталья Васильевна Коняхина
Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Система дошкольного образования переходит на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования.
В настоящее время в проекте ФГОС заданы ориентиры развития системы дошкольного образования и вносится ряд изменений в организацию воспитательно – образовательного процесса в ДОО.
Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.
Публикация «Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять в жизни.
Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».
Научив дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Реализация системно – деятельностного подхода по теме «Ужасно интересно все то, что неизвестно» повышает познавательную активность ребенка, способствующую открытию и познанию окружающего мира. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания, сравнивать и анализировать. Опыты имеют большое значение для осознания причинно – следственных связей между предметами и явлениями.
Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют расширить практические знания детей по каждой лексической теме, конкретизировать эти знания. Дети манипулируют предметами, отвечают на поставленный вопрос, делают самостоятельные выводы, находят решения проблемы, совершают открытия.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизвестное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – дает возможность самовыражения ребенка.
В процессе эксперимента развивается речь, что является главной задачей педагогов в работе с детьми, у которых наблюдается отставание в речевом развитии. Во время занятий по экспериментальной деятельности происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного опыта ребенка, активнее входит в связную речь.
Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи : согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.
На занятиях – опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформировать; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий как раз и происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и высказывать собственные действия, суждения, умозаключения.
Развивается и диалогическая речь: совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями. Наблюдается стойкий эмоциональный подъем. Дети долго вспоминают все происходящее, рассказывают об эксперименте, с нетерпением ждут новые исследования. В этот момент возникает свободное общение между ребенком и взрослым. Это можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, так как автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановкой гипотезы, поиском доказательств). Это позволяет уйти от так называемой «кабинетной» речи.
Формирование познавательной мотивации и активности у дошкольника, привитие вкуса к собственным открытиям в познании окружающего мира – главные цели системы работы с детьми, исходя из которых были поставлены следующие задачи:
1. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
2. Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.
3. Учить находить причинно – следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
4. Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.
5. Развивать связную речь – монологическую и диалогическую.
6. Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
2. Ребенок может отвечать на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решение проблемы, совершать открытия.
3. Ребенок способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
4. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
5. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
6. Ребенок адекватно владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Развивающая предметно – пространственная среда
Современная деятельность с педагогом Современная деятельность детей
1. Картотека опытов, экспериментов.
2. Картотека логических задач и ситуаций, проблемных вопросов.
3. Картотека подвижных игр по лексическим темам.
4. ЭОР презентации, созданные педагогами.
5. Видеофильмы для детей.
6. Введение сказочных персонажей: Почемучка, Данила – мастер. Гном Гномыч, Старичок – Лесовичок, Флорист и др.
7. Игры – викторины.
8. Работа в уголке природы.
9. Изготовление макетов, поделок из разных материалов.
10. Чтение книг, энциклопедий. 1. Уголок экспериментирования.
2. Коллекции.
3. Электронные игры – викторины.
4. Игры – путешествия.
5. Игры из серии «Почемучка», «Путаница».
6. Настольно печатные игры по лексическим темам. Лото.
7. «Чудесный мешочек».
8. «Коробка загадок».
9. Книги, энциклопедии.
10. Рассматривание альбомов «Что было до…» (истории возникновения различных предметов).
Способы мотивации детей к деятельности
- Создание игровой проблемой ситуации.
- Сюрпризные моменты.
- Проблемные вопросы.
- Экспериментирование, опыты.
- Обращение к опыту детей.
- Использование сказочных персонажей:
* Данила – мастер, который знакомит детей со свойствами и качествами различных материалов, рассказывает истории возникновения предметов ближайшего окружения в проекте «Наш дом и то, что в нем»;
* Капитошка помогает познакомить детей со свойствами и качествами воды в проекте «Волшебница вода»;
* Флорик живет в уголке природы и рассказывает о растениях, вовлекает в решение проблемных ситуаций;
* Старичок – Лесовичок рассказывает детям о природе в лесу, знакомит с правилами поведения в лесу;
* Вовка из Тридевятого царства приходит к детям за помощью решить тот или иной вопрос, спрашивает у детей советы.
- Использование электронных презентаций, созданных педагогами самостоятельно («В гостях у Дедушке Мороза», «На помощь Вовке в Тридевятое царство», «Игры с Данилой – мастером», «Истории предметов» и др.