Елена Изокайтис
Занятие по экспериментально-поисковой деятельности для детей подготовительной группы «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что мы знаем о воде?»
Конспект занятий по экспериментально-поисковой деятельности для детей подготовительной группы.
Программные задачи
1. Образовательные
–ознакомление детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть, состояния воды, смешиваемость с другими веществами)
–дать элементарные представления о процессе очистки (фильтрации) воды, объяснить, почему вода нуждается в очистке
–уточнение значения воды для всего живого
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
–развивать навыки экспериментирования, умения работать с различными материалами, соблюдая необходимые меры безопасности
2. Воспитательные
–развивать умение работать в коллективе, учитывать мнение других
–прививать бережное отношение к воде
3. Коррекционно-развивающие
–развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, память детей
–формировать умение решать проблемные ситуации с использованием имеющихся знаний и умений
–активизировать и обогащать словарь детей
–развивать речь детей, умение отстаивать собственное мнение
Предварительная работа
1. Беседы о воде, ее роли для всего живого.
2. Проведение занятий-экспериментирований с водой.
3. Ведение дневника наблюдений (Презентация «Роль, свойства, круговорот и красота воды»)
4. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
5. Использование игр о воде : «Волшебные превращения», «Вода хорошо – вода плохо»
6. Отгадывание загадок о воде, чтение стихов.
7. Наблюдение за водой во время прогулок, в быту.
- Ребята, у нас сегодня гости Дети здороваются). А я приглашаю всех в лабораторию. А что делают в лаборатории? (Опыты) Да, в лаборатории проводят опыты для того, чтобы изучать различные вещества. А результаты записывают в дневник наблюдений.
- Какое вещество мы будем сегодня изучать в нашей лаборатории вы узнаете, отгадав загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтоб не было беды –
Жить нельзя нам без. (Воды.)
-О чем эта загадка? (О воде) Включается презентация
- Да, сегодня речь пойдет о ее Величестве Воде. Мы уже много знаем о воде, ведь вода очень важна, без нее нет жизни на земле.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде. И у нас с вами есть дневник наблюдений, который поможет вспомнить и рассказать, что мы знаем о воде, какие опыты мы проводили. Рассмотрим первую страницу. (Читается стих О воде)
- Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды и может прожить без нее всего 3-и дня. Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Для многих растений и животных она является средой обитания, источником пищи и кислорода, да и сами живые организмы могут содержать до 99% воды.
- А теперь посмотрим страницы нашего дневника и вспомним, какие опыты мы с вами проводили с водой. (Презентация)
1. Сквозь воду можно увидеть другие предметы (например, рыбок в аквариуме) Вспомните, что мы опускали в воду и молоко камушки. И мы увидели, что вода – прозрачная, а молоко белое, непрозрачное, сквозь него ничего не видно.
2. Вода бесцветная, ее можно окрасить в любой цвет.
- Что мы еще знаем о воде?
3. Вода не имеет запаха, вспомните, после добавления какого вещества в воде она приобрела запах (Ванилин)
4. Вода не имеет вкуса и приобретает вкус. Ведь вы помните, как мы брызгали сок лимона в воду.
5. Вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в которую её наливают. (Квадратный бассейн, круглая чашка, плоское блюдце)
6. Вода это жидкость. Она течет, льется.
- Но вода не всегда бывает жидкой. Давайте теперь посмотрим в наш дневник и вспомним, в каком состоянии может быть вода? (Вода может быть твердой – лед, жидкой – вода, и паром, когда ее сильно нагревают.).
- Предлагаю вам продолжить разговор за столом, сесть на стульчики и закрыть глаза.
Опыт №1.
- Дети, закройте глаза (По руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? (Холод.)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (Чем-то мокрым, холодным, льдом)
- А теперь, возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить? (Лед начинает таять, превращаться в воду) Теперь возьмите салфеточки и протрите руки.
- А ведь пар это тоже вода. Рассматривают капельки воды на крышке банки, стоявшей на батарее, делают «дождь», стряхивая их
- Вспомните как мы выпаривали воду с помощью утюга, как я подносила холодное зеркало к носику кипящего чайника, и опыты с термосом на морозе (Презентация.)
Вода может быть твердой – лед, жидкой – вода, и паром, когда ее сильно нагревают. Благодаря таким «превращениям» вода может путешествовать. Такое путешествие называют – круговорот воды в природе. (Обсуждение картинки «Круговорот воды в природе» (Презентация.)
Вспомните, как я подносила холодное зеркало к носику горячего чайника. Мы «поймали» капельки воды.
- Дети, давайте мы тоже превратимся в капельки воды и совершим такое же путешествие.
(Дети встают вкруг. «Карусель покатилась, в царстве воды остановилась». Холодно, зима. Вода превращается в ледяные шарики и снежинки. Пригрело солнышко – капельки растаяли, собрались в ручеек. Огонь – капельки воды начинают двигаться быстрее, превращаются в пар и «улетают». Поиграли – сели»)
(Презентация слайд «8 ключей»)
- Ну, вот мы с вами и вспомнили, что уже знаем о воде и это записано в нашем дневнике наблюдений, а 8 ключей – это 8 напоминаний. Ключи нам напоминают о свойствах воды.
1 – Прозрачна
2 – Не имеет вкуса
3 – Не имеет формы
4 – Бесцветна
5 – Не имеет запаха
6 – Растворитель
7 – Текуча
8 - ?
- А что же скрывается за 8-ым ключом у нас остается загадкой. Эту загадку нам и предстоит отгадать. А пока я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем доказывать, что вода является растворителем. (Слайд №25), т. е. в ней можно растворить другие вещества. Присаживайтесь за столы по 3-и человека за каждый. Название нашего опыта «С чем дружит вода». А чтобы узнать какие вещества мы будем растворять в воде - отгадайте загадки.
Белый камень в воде тает. (Сахар, Воспитатель снимает салфетку и проверяет отгадку.)
В воде родится, воды боится. (Соль)
Желтое, а не солнце, льется, а не вода
На сковородке – пенится, брызгается и шипит. (Масло)
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, желтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я -. (Песок)
- Давайте посмотрим, что станет с солью, сахаром, маслом и песком, если мы их опустим в воду.
(Дети рассаживаются по местам, разделившись на группы. Идет самостоятельная работа детей. Одна группа растворяет сахар, другая – соль, третья добавляет песок, четвертая смешивает воду с маслом. Обсуждают результаты увиденного, делают выводы: Сахар растворился в воде, соль так же растворилась, а масло не растворилось, оно плавает на поверхности желтыми капельками. Песок не растворился, а осел на дне банки.)
- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились? (Вода может растворять одни вещества, а другие – нет).
- А теперь поиграем в игру «хорошо – плохо». Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос: Вода - это хорошо. Почему? Вода – это плохо. Почему?
«Вода - это хорошо. Почему?» Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде и около нее обитают различные животные и птицы
Какую опасность может таить вода?
«Вода – это плохо. Почему?» Если напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если ее пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть. Если много поливать цветы, то они погибнут. Бывают сильные наводнения, которые разрушают дома.
- А еще вода может загрязниться.
А сейчас возвращаемся в лабораторию, где мы «загрязняли» волу и нам предстоит ее очистить.
Опыт №2. Как очистить воду.
- Ребята, посмотрите на наши стаканчики, где находятся масло и песок. Можно ли такую воду пить, мыться ей? Почему?
(Ответы детей)
- Чтобы можно было пить и использовать такую воду, ее необходимо очистить. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, что у нас получится.
Для очистки смешать воду с маслом и воду с песком в один стакан, и по 1-му стакану с «загрязненной водой» дать на каждый из 4-х столов. Один человек из 3-х берет, держит стакан, второй кладет и держит салфетку, слегка ее, продавливая, делая «воронку», а 3-ий проливает грязную воду с маслом и песком через «фильтр».
- Посмотрите, вода стала чистой, а вся грязь осталась на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая поступает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Но это самый простой способ очистки воды, а ведь всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
- Посмотрите, какие сложные сооружения помогают очищать воду из больших водоемов. (Рассматривается картинка из дневника наблюдений.)
- Сначала берут из реки или водохранилища воду. Затем она попадает на специальные очистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши. Воду очищают от песка, грязи и разных микробов. И только после того, как мы использовали воду в доме, ее снова очищают, чтобы грязная вода не попала в водоемы, не навредила всему живому.
(Включается анимация сообщения на электронную почту и звук. Видео письмо от водяного)
«Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я хоть и сказочный, но тоже имею отношение к воде. Поэтому и зовусь я водяным, что живу в воде и переживаю, волнуюсь за ее состояние. Я очень рад, что дети уже в детском саду столько знают о воде, умеют ее очищать, знают, что воду надо беречь и охранять. А я хотел бы вас немного повеселить шуточными загадками. Вы найдете их в моем письме. Послушайте их и отгадайте. Но кажется у вас проблема, нерешенный вопрос: «Что скрыто за ключом №8?» А ответить на него вы сможете, когда посмотрите на картинки, которые я вам прислал. Может кто-нибудь из вас и догадается, какое свойство воды таится за 8-ым ключом. Но не забудьте сначала ответить мои вопросы. Спасибо. До свидания»
Здания водяного.
1. Шел зимой Незнайка лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перейти? (По льду)
2. Я мою руки.
Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, красным.
Но не пойму, отчего же всегда
Черной и грязной бывает вода. (Ответы детей)
3. Когда воду можно и в руках удержать и в решете унести? (После обсуждения, отгадку продемонстрировать детям.)
- Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. И посмотрим на картинки, которые прислал водяной, и подумаем, какое свойство воды скрывается за восьмым ключом. (Это красота воды. Под музыку показывается видео ряд изображений воды)
- А закончить нашу беседу о воде, я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
- Берегите ее.