Ольга Ермолюк
Конспект интегрированного занятия «Насекомые» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
«Насекомые» в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
Цель: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»
Задачи:
• Расширять и углублять знания детей о насекомых, активизировать активный словарь.
• Расширить знания о насекомых, их образе жизни, пользе и вреде, который они приносят.
• Закреплять навык употребления существительных в Род. п. ед. ч.
• Закреплять умение составлять предложения с предлогами.
• Упражнять в выделении первого звука в слове.
• Учить из букв составлять слова.
• Развивать воображение, слухоречевое внимание, зрительное, память и общую моторику.
• Воспитывать доброе и бережное отношение к насекомым.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, я вас жду в кабинете. Но прежде чем в него зайти, вам надо в группе найти пять конвертов красного цвета. (дети находят конверты)
Логопед: Как вы думаете, зачем нам могут понадобиться конверты? (в них могут быть задания). А кто смог догадаться, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)
Логопед: Я вам загадаю загадку, а по отгадке мы поймем, смог ли кто- то из вас отгадать, о чем пойдет наша беседа.
Загадка:
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)
Логопед: Правильно, сегодня речь пойдет о насекомых, ведь мы с вами на протяжении недели изучали все о них.
Ребята, посмотрите, кто сидит на маленькой полянке? (Пчела).
А что стоит рядом с пчелкой? (Ведерко).
А что в ведерке? (Ничего. Оно пустое).
А зачем пчелке понадобилось ведерко? (Чтобы собрать в него мед)
Очень странно, почему же она сидит, а не собирает мед. Что-то здесь не так. Может мы с вами сможем разобраться в чем дело, и помочь ей. Что же нам делать? (Дети под пчелой находят конверт)
Логопед с детьми открывает конверт, читают:
Здравствуйте ребята. Меня зовут пчелка Майя. Завтра у меня день рождение, и я пригласила к себе на праздник всех своих друзей. Я прилетела на полянку, чтобы с цветов собрать нектар и сделать мед. Очень хотела угостить гостей вкусным, сладким угощением. Но я не позвала на свой праздник злую осу, и она заколдовала все поляны. Теперь на них не растут цветы, и у нас никогда не будет меда. Помогите, мне, пожалуйста, и расколдуйте наши полянки. Чтобы все расколдовать, вам надо будет выполнить задания злой колдуньи осы.
Логопед: Ребята, вы сможете помочь пчелке?
Как вы думаете, где могут лежать задания злой осы?
Дети: В конвертах.
Логопед: Давайте откроем один из них. (Открывают. В конверте фотография сундука)
Логопед: Что это может значить?
Дети: Сундук надо открыть, и посмотреть, что в нем находится. (В сундуке фигурки насекомых)
Логопед: Ребята, доставайте насекомых и посадите их на полянку. Давайте все вместе тоже сядем на нее и побеседуем об этих маленьких насекомых. (Дети садятся на полянку).
Логопед: На земле великое множество насекомых. Название «насекомые» произошло от какого слова?
Дети: Оно произошло от слова «насекать». Тело насекомых покрыто полосками, как насечками.
Логопед: Насекомые удивительны и привлекательны. Из-за своих маленьких размеров они практически незаметны, но на нашу жизнь они оказывают очень большое влияние. Чем они отличаются от других животных?
Дети: Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. У них есть усики, у некоторых – хоботок. Некоторые из них имеют крылышки. На груди у насекомых по шесть лапок.
Логопед: Как и для чего насекомые могут использовать свои лапки?
Дети: Лапки им служат для передвижения. Они их используют для собирания пыльцы, охоты, прыжков, плетения паутины. Можно на лапках передвигаться по воде. Лапками можно ощущать звуки и вибрации.
Логопед: Где мы с вами можем их встретить?
Дети: Насекомые встречаются практически везде. В лесу, на лугу, на болоте, в горах, и даже у нас в доме.
Логопед: Чем хищные насекомые отличаются от растительноядных? (Ответы детей)
Какие насекомые живут семьями?
Дети: Пчелы, муравьи.
Логопед: Ребята, а для чего нужны насекомые в природе? Можно обойтись без них?
Логопед: Ребята, вы справились с первым заданием, молодцы. Посмотрите, появились ли цветы на полянке? (нет). Что же нам еще сделать?
Дети: Открыть еще один конверт. (Открывают. Достают картинку воробья).
Логопед: Наша птица воробей очень любит лакомиться насекомыми. Они его испугались и спрятались кто куда. Ребята, возьмите насекомое в ладошку и сказав, кого не стало на полянке, положите их под листик.
Дети: На полянке не стало мухи.
На полянке не стало пчелы.
На полянке не стало жука.
На полянке не стало бабочки.
На полянке не стало гусеницы.
На полянке не стало кузнечика.
На полянке не стало комара.
На полянке не стало муравья.
На полянке не стало божьей коровки.
На полянке не стало паука.
Логопед: Молодцы, вы всех спрятали от воробья. Появились ли цветы на полянке? (Нет).
Дети: Давайте откроем еще один конверт. (Дети открывают конверт, в котором лежат схемы предлогов)
Логопед: Что это? (Предлоги). Как вы думаете, что нам надо сделать в этом задании?
Дети: Составить предложения с этими предлогами.
Логопед: Ребята, на столах лежат картинки с насекомыми. Выберите и возьмите себе по одной карточке с насекомым и по одной карточке предлога. Вы по очереди будете ставить на доску схему предлога, картинку насекомого, и составлять предложения.
Дети: Гусеница ползет по ветке.
Муравей спрятался за муравейник.
Бабочка порхает над цветком.
Комар летает между деревьев.
Жук заполз под камень.
Муха улетает от лягушки…и т. д.
Логопед: Какие у вас получились интересные предложения, молодцы. Давайте проверим нашу полянку. (Дети видят, что цветов на ней нет)
Дети: Давайте откроем еще один конверт.
Логопед вместе с детьми открывают конверт. (В конверте картинки гусеницы и бабочки)
Логопед: Что могут значить эти картинки?
Дети: Что гусеница превратилась в бабочку.
Логопед: Правильно. Давайте с вами покажем, как это происходило.
Физ. минутка «Гусеница»
Этот странный дом без окон (Дети стоят кругом, руки над головой в виде крыши)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (Поворачиваются в правую сторону)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются в левую сторону)
Но зима промчалась мимо - (Разводят руки в стороны, потягиваются).
Март, апрель, капель, весна (Медленно садятся.)
Просыпайся, соня - Сонюшка! (Медленно встают).
Под весенним ясным солнышком (Потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна. (Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.)
Стала бабочкой она!
Логопед: Ребята давайте посадим гусеницу на один стульчик, а бабочку на другой. Ребята, есть полезные насекомые и вредители. Какое насекомое бабочка?
Дети: Полезное.
Логопед: А кем является гусеница?
Дети: Вредителем.
Логопед: Давайте назовем насекомых, и расскажем об их пользе.
Дети: Муравей – это санитар леса. Муравьи собирают и несут себе в муравейник погибших насекомых. (Дети рассказывают о разных насекомых)
Логопед: А теперь давайте вспомним и расскажем о насекомых вредителях.
Дети: (Дети составляют маленькие рассказы)
Логопед: Молодцы, вы все правильно рассказали. Но наша полянка по прежнему на расцвела.
Дети: Давайте откроем последний конверт.
Логопед с детьми открывают и находят картинки (стрекоза, таракан, оса, листотел).
Ребята, в названии этих насекомых необходимо выделить первый звук и в магнитной азбуке найти соответствующую букву.
Дети на доске выставляют буквы Т, О, С, Л.
Логопед: Что могут значить эти буквы.
Дети: Они ничего на значат.
Логопед: Что надо сделать, чтобы отгадать этот шифр?
Дети: Надо собрать слово.
Дети собирают слово СТОЛ.
Логопед: Правильно, это слово стол. Что бы это могло значить?
Дети: Надо что-то поискать вокруг стола.
Дети под столом находят коробку в которой находятся цветы.
Логопед: Что надо сделать с этими цветами?
Дети: положить на полянку, чтобы пчелка смогла собрать с них нектар и сделать мед.
Дети кладут цветы на полянку.
Логопед: Вот и подошло наше увлекательное занятие к концу. О ком мы сегодня беседовали? Кому мы помогали? А что случилось с пчелкой?
Кому было интересно и легко изобразите бабочку, а кому было неинтересно и сложно, изобразите кузнечика.