Инна Воронина
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
через обучение
по картине и
серии сюжетных картин
Воспитатель: Воронина Инна Владимировна
2. «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки,
и они заговорят свободно, непринужденно…»
К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
3. Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка, которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем, что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».
Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа.
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок. Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом», выстроив логическую цепочку из картинок, а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам» Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке. Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?». Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.
4. Задача педагогов и родителей заключается в том,
чтобы помочь детям
научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно,
понимать речь собеседника,
т. е. вести содержательный диалог
5. В обучении детей рассказыванию
по картине принято выделять
несколько этапов:
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам, а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
6. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых
7. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ
ПО КАРТИНЕ
• 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
• 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
• 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
•
8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН (Вы можете прочитать на слайде)
9. Структура составления рассказа (на слайде).
10. Картинка «Рыжий кот пьет молоко»
Кто пьет молоко? Кто нарисован? Что кот делает?
Какого цвета кот? Какой кот?
Что пьет рыжий кот?
А откуда в тарелке молоко?
11. Беседа по серии картинок- Их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет.
Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках?
12. Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.