Папки-передвижки

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (2 часть)

Наталья Квитка
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (2 часть)» размещена в разделах

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения с взрослыми закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребёнок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей : зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения.

Во время общения со взрослым ребенок получает возможность сосредоточиваться на лице говорящего, на показываемом предмете, начинает отвечать улыбкой, движением, постепенно приобретает потребность общаться с окружающими взрослыми. С трехмесячного возраста ребенок начинает повторять слышимые звуки человеческого голоса: гукает (произносит короткие сочетания согласных в гласных -- агы, кхы, гы, гулит (произносит нараспев гласные -- а-а-а. э-э-э.). Во втором полугодии появляется лепет (произнесение изолированных и повторяющихся слогов, сначала с твердыми согласными: ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да, потом с мягкими согласными: дя-дя-дя, тя-тя-тя).

К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребёнок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с взрослым. Слова для него имеют смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх и четырёх слов. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

Речь ребенка раннего возраста ситуативна по своему характеру; она отрывочна, экспрессивна. Такая речь, помимо слов, содержит звукоподражания, жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации.

Ситуативность речи сохраняется и в младшем дошкольном возрасте. Затем постепенно речь становится связной, контекстной. Появление этой формы речи объясняется задачами и характером общения ребенка с окружающими. Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности ребенка требуют более развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. А. М. Леушина отмечала, что «содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателя из сочетания слов, предложений, т. е. из самой конструкции звуковой речи».

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.

Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми в сверстниками создает благоприятные условия для развития речи обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда., причины (потому что.).

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимания речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка ситуативна. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнёры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи : речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения с взрослыми, появление новых видов деятельности требует развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему. Всплывают на поверхность факты из личного опыта.

Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и её учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то убедить. В общении с взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанны, лишь формально ( словами: ещё, потом).

По данным М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и др. в среднем дошкольном возрасте речь становится предметом активности детей. Объем активного словаря значительно возрастает и достигает примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи чаще не совершенна, нарушается связь между предложениями и частями высказывания. Дошкольники среднего возраста осваивают разные типы высказываний – описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения. Чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь ребенка достигает порядка 4000 слов, эти слова легко включаются во фразу, ребенок легко строит сложные грамматические конструкции. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. На вопросы дети отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, активно осваивают рассказы рассуждения, соблюдая при этом логику изложения и используя художественные средства выразительности. Начинают пользоваться различными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце или помощи взрослого.

Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательного расположения, структурирования высказываний, в их языковом оформлении.

Важным итогом развития связной речи дошкольников является овладение основными формами устной речи, присущими взрослым.

Таким образом, особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста позволили нам определить высокий уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста, который включает следующие умения:

- пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания,

-активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);

-умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение, контаминированные, соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;

-умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т. п.

Исследования Т. Н. Дороновой, Е. А. Тихеевой и др. показывают, что умение связно говорить, осознавать речь и ее строение, возможно в процессе серьезной работы, создавая при этом определенные условия обучения

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

1.3 Трудности усвоения детьми связной речи

Понимание детьми связной речи взрослых, осознание ими слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т. е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты -- предложения, слова и т. д. Чтобы помочь ребенку в развитии этой способности и тем самым облегчить ему усвоение связной речи, необходимо при подготовке дидактического языкового материала учитывать некоторые особенности словообразования и грамматических форм, которые обычно вызывают затруднения.

1. Сочетание языковых знаков имеет новый смысл, отличный от смысла каждого из использованных в этом сочетании языковых знаков. При образовании слов из морфем, словосочетаний из слов, предложений из словосочетаний происходит интеграция (слияние в единое целое) смыслов исходных элементов.

Например, корневая морфема -свет- превращается в новое слово, если добавить к ней другие морфемы: формообразующие суффиксы -и-ть (светить, суффикс -л- и окончание -ый (светлый, суффиксы -л-о (светло) и др. Сочетание указанных морфем создает четыре разных знака с предельно обобщенными лексическими значениями: предмет (свет, действие (светить, признак предмета (светлый, признак действия (светло). Каждое из этих слов (свет, светить, светлый, светло) многозначно, содержит пучок единичных значений, которые обнаруживаются только в словосочетании. Так, слово свет в словосочетаниях может обозначать: «освещенность» (солнечный свет, включить свет, «электроэнергия» (заплатить за свет, «радость» (глаза искрятся светом, «истина» (свет правды, «ласковое обращение» (свет мой, «мир», «вселенная» (объехать весь свет, «общество» (театральный свет, высший свет) и др.

Приведем примеры детских речевых ошибок, отражающих несовершенство процесса усвоения ими явления многозначности слов родного языка. Отец пытается завести настольные часы, но они не заводятся. Он обращается к сыну (4 года 5 месяцев) :

-Витя, ты испортил завод у часов?

- Завод? -Витя крайне удивлен. - Завод большой. Мы с тобой ходили на завод. Я ничего там не испортил.

Володя (4 года) с бабушкой смотрят телевизор, слушают игру на гармошке. Бабушка вспоминает:

- Твой дедушка в молодости так же резал на гармошке.

- Что резал на гармошке? Пуговки? Зачем резал? - недоумевает Володя.

Володя знает лексические значения глагола резать в словосочетаниях резать хлеб, овощи, но просторечное выражение «резать на гармошке» он слышит впервые и не понимает его.

Таким образом, как уже сказано, понимание многозначности слова развивается у детей только при работе со связным текстом. Понимание многозначности приводит к пониманию переносного значения слова, естественно, тоже в словосочетаниях. Например, если дети уже знают прямое лексическое значение слова подошва (у башмака, каменный (сделанный из камня, например, дом, шептать (говорить чуть слышно, то переносное значение этих же слов может выявиться только в словосочетаниях -- в контексте, в синтаксически оформленной фразе: подошва горы (основание, каменное лицо (неподвижное, шепчет камыш (шелестит).

Ребенок рано начинает понимать перенос значений, если ему доходчиво разъяснят суть явления - укажут скрытое сравнение, лежащее в основе всякого переноса.

- Мамочка, тетя Саша к нам идет, а папа говорит: «Вот и Саша плывет. Плывет!»

Мама объясняет:

- Конечно, тетя Саша идет, а не плывет, но папа сказал «плывет», потому что она идет так плавно, как будто плывет. Ты помнишь, как плавают лебеди?

-Да, мы видели с тобой, они плавают.

2. Определенной трудностью для детей при усвоении ими родного языка является вариативность знаков, т. е. та особенность языка, по которой для обозначения одного и того же вне-языкового явления (одного обозначаемого) часто используются разные материальные языковые средства (разные обозначающие).

Например, в словообразовании существительных для придания производящей основе лексического значения «лицо, имеющее данную профессию», употребляется не только суффикс -тель (писатель,но и -щик (каменщик, -ник (печник, -арь (аптекарь); для придания производящей основе абстрактного лексического значения «признак по цвету» употребляется не только суффикс -изн-(белизна, но и -от- (краснота, -ость (серость). Лексическое значение «коричневый» передается и словом карий, однако это слово употребительно только в словосочетании карие глаза и каурый -- каурая лошадь. Грамматическое значение «отношение причины» передается формой родительного падежа существительного с предлогом от (прыгать от радости, деепричастием (прыгать, обрадовавшись, причинным подчинительным союзом (прыгать, потому что обрадовался).

Известно явление детского словотворчества. Например, по аналогии с мотоциклист ребенок образует слово «лошадист» (пример К. И. Чуковского); по аналогии с прибить ребенок образует свое слово «примолоточить» (пример А. Н. Гвоздева). Причина этого явления в том, что дети еще не запомнили, как принято в нормированной речи пользоваться данными словообразовательными морфемами (суффиксом -ист, приставкой при-).

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», над этой темой я работаю четвертый год. Под связной.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста ОТЧЁТ о работе методического объединения педагогов дошкольного.

Конспект НОД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц Тема: «Мишка – шалунишка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно.

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Связная речь - развёрнутое изложение мыслей,.

Педагогический проект «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста при помощи метода «Каталога» Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи. Он говорил,.

Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет) Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Развитие связной речи у детей дошкольного возрастаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста Уважаемые родители! Для успешного обучения Вашего ребенка в школе у него должны быть развиты следующие умения и навыки: 1. умение четко.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (2 часть)
Опубликовано: 8 октября 2016 в 19:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (2 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Квитка в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД