Ольга Горохова
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Горохова Ольга Ильинична. МКДОУ №329 г Новосибирск. «Развитие связно речи у детей подготовительной группы.»
Все мы знаем, что нам нужна связная речь. А что подразумевает это понятие? «Связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляет собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют также одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В детском саду детей учат важнейшей формой речевого общения – устной речью. Задача обучения правильной родной речи является главной основной задачей в детском саду среди других задач многих.
Всем известно, что русский язык богат и разнообразен, а также сложен, и именно в дошкольный возраст- оптимальный возраст для начала развития связной речи на родном языке так как именно дошкольный возраст - это период активного восприятия всего и в том числе разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. По построению речи, по умению высказывать свои мысли, можно судить об уровне их речевого развития, а значит и о том насколько успешно будет учиться ребенок в школе. В подготовительной группе уделяется развитию огромное значение. Речь проходит через все активные виды деятельности ребенка. На занятиях, в играх, на прогулках, в течении всего дня ребенка в саду присутствует диалогическая и монологическая речь.
Обращает на себя внимание, именно не развитость связной речи у детей, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задач воспитателя, вовремя обратить внимание на проблемы в речевом развитии ребенка, что бы не было в последствии множества проблем в обучении в школе. Но сама по себе речь не станет точной, богатой и содержательной - этому надо учить детей. Именно взрослые: родители и воспитатели, логопеды должны приложить все усилия, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение таких целей как формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
У детей в подготовительной группе в отличие от детей младшего возраста, как отмечал Л. С. Выготский, появляется и развивается более сложная,
самостоятельная форма речи, а именно развернутое монологическое
высказывание. Именно в этом возрасте у детей идет
развития речи «про себя» и внутренней речи, все больше пассивный словарный запас переходит в активный. Разговоры детей 6-7 лет уже более рассудительны, носят познавательный характер, в них существует в большей мере деловая форма общения.
На основе критерий разработанных О. С. Ушаковой были созданы цели на развитие речи детей в подготовительной группе детского сада :
• развитие связной речи детей;
• развитие речевой среды;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Одним важным условием для развития речи детей в подготовительной группе является словесное творчество. Это и сложно, и интересно для детей.
Существуют различные варианты творческого рассказывания. Их усложнение проводят постепенно:
1. Придумывание рассказа по плану.
2. Придумывание рассказа по теме без плана.
3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание рассказа или сказки по плану требует опыта и в какой-то мере самостоятельности, так как план показывает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит продумывать самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме без плана, еще больше самостоятельности, развитие творческого воображения и самостоятельности, фантазии. Ребенок становится автором, сам выбирает форму и содержание. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успех ребенка тут во многом зависит от умения педагога заинтересовать ребенка, дать толчок воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой этот рассказ передается; обращать внимание, как дети в самостоятельно словесно-творческой деятельности применяют слова и выражения. ( Пример: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи»).
Достижение такой цели как полноценная связная речь невозможно без создания в детском саду предметно-развивающей среды. И тут надо обращать особое внимание именно на использование наглядных методов, к которым относятся наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений, а также на практические методы, к которым относятся игры драматизации, сюжетно-ролевые и настольные игры, игры- инсценировки, дидактические игры, игры-занятия, Именно поэтому в группе необходим речевой уголок, который расширяет речевую среду, создает у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и со сверстниками, и в игровой форме развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
В группе необходим разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, уголки сюжетно-ролевых игр, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке должны быть различные тренажё ры:
• мыльные пузыри;
• воздушные шары;
• трубочки для сока со стаканами;
• вертушка;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
• волчки;
• различная мелкая мозаика;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• матрешки;
• бусины;
• массажный шипастый мячик.
Картотека дидактических игр по развитию речи детей : игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса. Необходимо разработать систематизированный план по развитию речи детей на год с учетом особенности детей. Но только воспитатели, без участия родителей, не достигнут необходимого результата. Родителей необходимо знакомить с техникой овладения правильной речи у детей. Для этого с родителями проводить консультации, беседы Типа: - «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей», «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?» и т. д.
Когда развитие речи детей в подготовительной ведется во всех направлениях, создана благоприятная речевая среда, дети заинтересованы, только тогда можно считать, что дети успешно будут учиться в школе. А ведь именно это и является главной задачей воспитателей подготовительной группы.
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дис….канд. психол. наук. М., 1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 2006. № 6. С. 62-76.
4. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб. :речь; М. :Сфера, 2011.
5. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
6. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
7. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
8. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.