Мария Бойко
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР с элементами драматизации
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи
в старшей группе для детей с ОНР с элементами драматизации
сказки «Как сорока клеста судила».
Программные задачи.
- Расширить и уточнить знания и представления детей о зиме, зимних признаках, зимующих птицах (П).
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР с элементами драматизации» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- Совершенствовать навыки связной речи : упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию сказки полным предложением с использованием мнемодорожек, продолжать учить строить диалоги, использовать в речи разные типы предложений, упражнять детей в согласовании слов в предложении (Р).
- Совершенствовать грамматический строй речи : упражнять в образовании форм творительного падежа имен существительных, в образовании сложных прилагательных; употреблении предлогов (Р).
- Развивать интерес к театрализованной деятельности, совершенствовать умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение) для создания образа героев. (С-К, Х-Э)
- Развивать навыки общения во время взаимодействия между детьми и взрослыми: учить договариваться, работать сообща. (С-К).
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах. (П)
Оборудование: сюжетная картина к сказке, кормушка, изображения зимующих птиц и корма для них, пиктограммы – эмоции, шапочки-маски птиц –героев сказки, разрезные картинки, мнемодорожки по содержанию сказки, аудиозапись: «звуки зимнего леса», «голос сороки», магнитофон; фланелеграф.
Словарная работа: красногрудый, звонкоголосая, белобокая, длиннохвостая, желтогрудая, большеглазая, крикливая; клест, клестята, клестиха.
Предварительная работа: наблюдение за зимующими птицами, чтение сказки «Как сорока клеста судила», беседа по содержанию сказки, заучивание загадок о зимующих птицах, объяснение слов и выражений из текста сказки: «Судить» – обсуждать толковать, обвинять в чём-то, следить за соблюдением правил.
План НОД
1. Орг. момент:
Логопед : Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-А теперь я приглашаю вас отправиться на зимнюю прогулку. Но в начале вспомним зимние приметы. Послушайте, как надо говорить: Зимой …. идет снег.
Дети: зимой…холодно, зимой…можно кататься на лыжах, на санках, на коньках;
зимой реки и озера покрываются льдом; зимой можно слепить снеговика, поиграть в снежки; зимой наступает праздник новый год и т. д.
Логопед : Идем дальше? Повторяйте за мной.
Мы отправимся гулять, будем весело шагать.
Мы шагаем по сугробам, по высоким по сугробам.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
(дети шагают друг за другом и проговаривают слова)
2. Загадки о птицах.
Логопед : ребята, что это висит на дереве? ( дети: кормушка)
- Часто зимой на кормушке можно встретить птиц. А вот каких, вы сейчас узнаете, отгадав придуманные вами загадки. Юля, загадай свою загадку и т. д.
(дети по очереди загадывают друг другу загадки о птицах, логопед выставляет на кормушке картинки-отгадки)
Логопед : Молодцы, какие интересные загадки вы придумали с родителями, и все их отгадали! Ребята, а сколько всего птиц прилетело на нашу кормушку? Как можно назвать этих птиц одним словом? Почему?
3. Игра «Где птица?»
Логопед : Где сидит воробей? Куда прилетела синица? Где сидит дятел? И т. д.
Дети: дятел сидит на стволе; синица спряталась под кормушкой, воробей сидит в кормушке, сорока на кормушке, свиристель на ветке, снегирь подлетел к кормушке и т. д.
4. Упражнение «Скажи одним словом»
Логопед : ребята, предлагаю вам одним словом описать каждую птицу. У меня есть «волшебный снежок» тот, кому я передам снежок, расскажет о птице (какая она) :
Посмотрите, у сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.
• У сороки длинный хвост, значит она …. (длиннохвостая);
• У снегиря красная грудка – он … (красногрудый);
• У дятла длинный клюв, значит он - … (длинноклювый);
• У свиристеля звонкий голос, значит он (звонкоголосый);
• У синицы желтая грудь- она …. (желтогрудая).
Логопед : ребята, я знаю, что недавно Алевтина Юрьевна (воспитатель) вам прочитала историю, которая произошла с птицами в волшебном лесу. Как называлась сказка?
Дети: «Как сорока клеста судила»
5. Подготовка к спектаклю.
5.1 Разрезные картинки «Зимующие птицы» (стоя)
Логопед : Я предлагаю вам поиграть в сказку и показать маленький спектакль. Вспомните, каких птиц встретила девочка в лесу, и найдите их на нашей кормушке. Какой птицы не хватает? Почему? Давайте проверим.
Дети: перечисляют, для проверки собирают разрезную картинку «Клест».
Логопед : а теперь давайте вспомним, кто первым прилетел к гнезду клеста.
Дети: сорока, снегирь, потом свиристель, синица, дятел.
5. 2 Проговаривание чистоговорок про птиц:
Логопед : Чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить, надо потренировать язычок:
• ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока
• ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы
• ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели
• НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне
• Ирь - ирь - ирь - красногрудый наш снегирь
5.3 Мимическая игра «Покажи настроение».
Логопед : - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи птицу».
• Изобразите, как удивилась сорока, когда узнала, что у клеста зимой птенцы в гнезде.
• Как испугался клест за своих птенцов, когда шумела сорока
• Как похвалил клеста дятел, как он радовался
• Как огорчилась (обиделась) сорока, когда лесные птицы ее не поддержали.
5.4 Распределение ролей, выбор костюмов.
Логопед : теперь нам надо распределить роли. Подумайте, кем вы хотели быть в сказке. Подберите себе шапочки-маски.
5.5 Работа с мнемодорожками
Логопед : осталось вспомнить, какие слова говорил каждый герой сказки. А помогут вам в этом мнемодорожки.
(дети выбирают мнемодорожки и составляют предложение для диалога)
6. Показ инсценировки сказки.
Логопед : Теперь все готово. Вокруг себя обернись и в сказке очутись!
(Текст сказки для пересказа по ролям)
Логопед : Тишина в зимнем лесу. Спит лес. (Звучит запись «Звуки зимнего леса»)
Вдруг – шум, хлопанье крыльев. Это сорока-белобока затрещала, застрекотала (звучит голос сороки)
Логопед : Из – под еловой ветки выглянул клест.
Клест (реб.) : - Не шуми, не пугай моих птенцов!
Сорока (реб.) : - Птенцов положено весной выводить.
Логопед : - Стали слетаться птицы, судить клеста за нарушение лесных порядков.
Первым прилетел снегирь.
Снегирь (реб.) : - Что за шум?
Клест (реб.) : - Сорока говорит, я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
Снегирь (реб.) : - А холодов не боишься?
Клест (реб.) : - Нет. Мы гнездо делаем теплое. Туда клестиха откладывает яйца.
Логопед : рядом приземлилась свиристель.
Свиристель (реб.) : - А вдруг яйца замерзнут?
Клест (реб.) : Нет! Клестиха на них сидит, согревает.
Логопед : прилетела синица
Синица (реб.) : - А как же она питается?
Клест (реб.) : - Я ей семена из шишек ношу и почки.
Логопед : прилетел дятел.
Дятел (реб.) : Молодцы, клесты! Не боятся морозов.
Логопед : Тут все птицы зашумели, загалдели
Снегирь (реб.) : Не права ты, сорока!
Дятел (реб.) : Не за что клеста судить!
Логопед : Сорока махнула хвостом и улетела. А птицы порадовались за клеста и улетели.
- Вот и закончился наш спектакль. А теперь…
- Раз, два, три повернитесь и в ребят превратитесь.
Логопед : – Молодцы, ребята, понравилось вам играть в театр? – (ответы детей)
7. Словесная игра «Покормим птиц»
Логопед : - А нам пора возвращаться домой. Зима красивое время года, но очень трудное и суровое, особенно для птиц. Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?
Дети: надо подкармливать птиц зимой.
Логопед : вернемся к нашей кормушке. Возьмите карточки и положите угощение в кормушку. Расскажите, кого и чем вы угостили.
Дети:
Воробья — крошками,
Синицу — салом,
Снегиря — рябиной,
Свиристеля — семечками,
Сороку - пшеном;
Клеста – еловой шишкой.
8. Итог занятия.
Логопед : Спасибо, дети. Вы порадовали меня своими ответами и выступлением. А какие задания понравились вам?