Инна Попова
Развитие субъектности старших дошкольников в детских видах деятельности в условиях модернизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие субъектности старших дошкольников в детских видах деятельности в условиях модернизации дошкольного образования
Попова Инна Александровна
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Образования «Забайкальский Государственный Университет» Чита
Аннотация В настоящей статье мы рассмотрим проблему развития субъектности в детских видах деятельности в условиях модернизации образования.
Публикация «Развитие субъектности старших дошкольников в детских видах деятельности в условиях модернизации дошкольного образования» размещена в разделах
Ключевые слова развитие, субъектость, модернизация, образование.
Образование на сегодняшний день является неотъемлемым и важнейшим аспектом нашей жизни, а дошкольное образование — это первая ступень образования. Именно в этом возрасте происходит формирование личности, в том числе и личности как субъекта деятельности. К несчастью, этому аспекту образования уделяется не так много времени. К сожалению, современные реалии таковы, что вопросу дошкольного образования уделяется недостаточно времени, поэтому одной из ведущих задач для нашей страны является модернизация системы образования.
Модернизация образования— это переоценка принципов деятельности системы образования и новаторство всех структур образовательной системы, в том числе и областей образовательной деятельности согласно с требованиями современного общества, при сохранении и умножении лучших традиций российского образования.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования в пункте 2.7 выявлены основные виды детской деятельности в которых мы должны развивать субъектность[2] ,а, в пункте 1.4. Основные принципы дошкольного образования : построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности[2]; Далее в пункте 1. 6 написано : создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром[2];.
Таким образом, развитие субъекта как носителя активности должно происходить в различных видах деятельности. Что подтверждают исследования таких педагогов, как Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомкова О. В. Солнцева, и др. Согласно их работам, целостность развития субъекта, взаимодействие его с окружающим миром и возможность творческого самовыражения зависит от успешности развития субъектной позиции именно в дошкольном возрасте. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста[1]. Рассматривая концепцию Л. С. Выготского, можно предположить, что развитие ребенка как субъекта деятельности и поведения в раннем и дошкольном возрасте происходит от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и способов поведения. Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели. Чего нам так не хватает, особенно в семейном воспитании дошкольников. Таким образом, проблема развития субъектности у детей дошкольного возраста в детских видах деятельности в условиях модернизации образования является актуальной на сегодняшний день и требует к себе огромного внимания со стороны педагогов.
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб- ник для вузов. Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
2. Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования.