Светлана Люкманова
Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ГМО Люкмановой С. А.
«Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня»
(в условиях ФГОС ДО)
1 слайд
Здравствуйте, меня зовут Люкманова Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50». Имею 1 квалификационную категорию, стаж педагогической деятельности 29 лет. С детьми данной группы работаю 4 й год. Тема моей презентации : Система работы по организации самостоятельной продуктивной деятельности в режимных моментах в условиях реализации ФГОС ДО.
Публикация «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня в условиях ФГОС» размещена в разделах
2 слайд
Общество всегда давало заявку на формирование самостоятельной, творческой личности: одно дело - формировать человека в качестве потребителя, а другое дело - формировать человека-созидателя, активного строителя жизни своей и общества.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является - самостоятельная деятельность детей.
В соответствии с ФГОС ДО данная задача решается посредством таких направлений работы как:
- совместная деятельность детей с педагогом (включая НОД)
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельностей детей
- в совместной деятельности с семьями воспитанников
Самостоятельная продуктивная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка.
Данное направление работы находит свое отражение в режимных моментах – в вечернее время и в ходе дневной прогулки.
3 слайд
Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.
Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный? цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Но и она нуждается в руководстве.
4 слайд
Поэтому, исходя из вышесказанного, целью моей системы работы стало: выявить и создать в группе условия, стимулирующие самостоятельную деятельность детей с учетом ФГОС ДО.
Даная цель реализовалась мной через поставленные задачи:
1. Способствовать созданию развивающей предметно-пространственной среды
2. Содействовать обогащению разнообразными яркими жизненными впечатлениями от восприятия окружающего мира и искусства
3. Познакомить детей с нетрадиционными формами воплощения своих замыслов в рисунке
4. Разнообразить формы работы с родителями
5 слайд
Свою работу по руководству данным видом деятельности я строила по-этапно.
1. Организационный
2. Практический
3. Результативный
На организационном этапе мной отводилось особое внимание подбору дидактических и наглядных материалов, литературы для предварительного чтения, пополнении изобразительного уголка разнообразным нетрадиционным материалом для творчества. Данный этап нашел свое отражение в календарно-тематическом планировании.
На практическом этапе проводилась работа по обогащению эмоциональных впечатлений ребенка – НОД, целевые прогулки, наблюдения, показ кукольного театра в вечернее время, чтение художественных произведений, участие детей в праздниках и развлечениях, привлечении родителей в творческих проектах группы: «Огородные фантазии» - создание огорода на подоконнике, изготовление поделок вместе с родителями из урожая с огорода; «Звери в осеннем лесу» - изготовление макета леса в группе, дома с родителями дети изготавливали зверей.
Результативный этап работы включает в себя – организацию и проведение персональных выставок детей. Оформление группы работами детей. Организация выставок совместного творчества детей и родителей.
6 слайд
Любая деятельность имеет свою структуру. И основным побуждающим моментом к продуктивной деятельности является мотивация к ней.
Во первых для ребенка важно, чтобы продуктивная деятельность была интересной и приносила удовольствие. В младшем дошкольном возрасте ребенку доставляет удовольствие сам процесс создания, в старшем дошкольном возрасте для ребенка становится важен и результат своей работы. И если данный результат не удовлетворяет потребностям ребенка, то без участия взрослого ребенок может потерять и сам интерес к деятельности. Именно поэтому я считаю необходимым со своей стороны пополнять изобразительные уголки нетрадиционными материалами и знакомить детей с вариантами их использования, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
7 слайд
Формы организации самостоятельной продуктивной деятельности :
• подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чё м они будут рисовать на следующий день на тему: например «Здравствуй осень»);
• упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
• игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры) ;
• воплощение собственных замыслов ребёнка
8 слайд
Какие же условия необходимо создать в ДОУ для самостоятельной детской деятельности?
1. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей.
В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Метод проектирования.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, то есть формируется целостное видение картины изучаемого объекта.
3. Предоставление достаточного времени для активного присвоения опыта и построения самостоятельной деятельности детей на его основе. 4. Четвертое условие необходимое для формирования самостоятельной детской деятельности, это особая позиция педагогов в рамках реализации педагогического процесса, связанная с переориентацией педагогического процесса с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную.
5. Последнее условие : опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности (когда для продолжения одной деятельности ребенок с необходимостью обращается к другой и затем возвращается к исходной); это способствует тому, что деятельность формируется как целостная и единая.
9 слайд
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Мной было замечено, что дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной методикой его проведения. Поэтому я считаю, что увлеченность темой наиболее ценный побудитель самостоятельной продуктивной деятельности. И для меня важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок, раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создание более выразительного образа.
Размещение детских поделок и материала на видном месте, позволяет мне обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью, во время которой ребенок выполняет несколько ее видов. Кроме того, ребенок видит значимость своих работ, так как является создателем комфортной среды у себя в группе.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей так же связана с играми, подготовкой к праздникам, другими видами деятельности. Недостающие атрибуты, по возможности, дети изготавливают сами вместе с воспитателем, используют их в настольном, пальчиковом, теневом театре.
Самостоятельная деятельность носит индивидуальный характер. Хотя иногда, около рисующих, я наблюдала и других детей, которые по своему желанию меняют для них воду, всматриваются в рисунок, дают советы. И если вначале они наблюдают за процессом рисования, помогают советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей.
10 слайд
Следует отметить, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство со стороны воспитателя, которое должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать методы руководства самостоятельной деятельностью. Одним из таких методов, является метод Интервью.
11 слайд
Результат самостоятельной деятельности детей самоценен сам по себе. Ребенок, видя свою значимость, обязательно будет творить и дальше. Поэтому работы детей мы используем и для оформления группы, музыкального зала для праздника, для оформления холла. Таким образом, привлекая и внимание родителей к детскому творчеству. В нашем детском саду практикуются коллективные творческие выставки, где мы можем увидеть совместные работы и детей и родителей.
12 слайд
Особое место в педагогическом процессе мной уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Именно поэтому в перспективе свой работы – я ставлю задачу - развитие интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной педагогической среды.
Свободная, разнообразная деятельность в условиях развивающей предметно-пространственной среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.