Светлана Ивановна Колесникова
Формирование социальной активности дошкольников посредством игр в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
С. Н. Колесникова, воспитатель
МБДОУ детский сад №67 «Аистёнок»
город Старый Оскол, Белгородская область,
Россия
«С чего начинается Родина?». Знакомые нам всем слова. А ведь Родина и начинается с детства! Наша главная задача - научить малыша любить свою Родину. Гордиться своей Родиной, беречь и восхвалять ее.
Быть достойным гражданином своей Родины - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. [1,с. 25]
Публикация «Формирование социальной активности дошкольников посредством игр в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети дошкольного возраста очень любознательны, восприимчивы, отзывчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сопереживать и сочувствовать. Для нас это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, мышления, эмоций, чувств, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Яркие впечатления о Родине, полученные в детстве, о родной природе, об истории родного края, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать достойным гражданином своей страны. [4,с. 16]
Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой динамичный, сложный, характеризующийся множеством негативных явлений, воспитать социально активную личность, достойного гражданина своего государства.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое «я» среди других людей. Социальное развитие погружает ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с взрослыми и со сверстниками, объединяя процессы социализации, индивидуализации и нравственное воспитание.
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности. Он неразрывно связан с нравственным воспитанием, являясь активным целенаправленным процессом формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Формирует основы тех моральных качеств, без которых невозможно становление настоящего человека и гражданина своей Родины. [3,с. 33]
Дошкольное детство – это период первоначального становления личности. В дошкольном возрасте четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его социально-нравственного развития.
Социальная активность детей проявляется в основных видах детской деятельности: игре, учении, труде, общении. Например, в процессе творческих игр — развивается нравственная, эстетическая, коммуникативная активность. При обучении родному языку в основном развивается речевая, познавательная, коммуникативная активность. В подвижных играх — двигательная, нравственная.
Установлено, что большое значение в формировании различных свойств социальной активности дошкольников имеют их представления об окружающей действительности и общественных явлениях. В процессе наблюдений развивается активная мыслительная деятельность, формируются понятия правильного отношения к окружающему.
Знания, полученные в дошкольном возрасте, играют большую роль в формировании сознания, отношения к миру, в котором живет ребенок, в усвоении нравственных норм, ценностных ориентации, утверждаемых в обществе, а также в развитии видов деятельности, в которых он эту действительность отражает: игры, труда, учения. Социальное становление личности дошкольника осуществляется под воздействием, главным образом, знаний об общественных явлениях: о труде людей, о многонациональной Родине, ее истории, о защитниках нашего государства, о родном городе, деревне, о наградах Родины, праздниках и др. [2,160]
Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников. [3,с. 34]
Каждый вид социальной активности проявляется в процессе игры определенными показателями. Например, познавательная активность — потребность в приобретении новых знаний, необходимых для решения умственных задач в игре. Умение рационально, самостоятельно использовать эти знания, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения.
Например, в одних играх, больше развивается познавательная активность т. е наблюдательность, любознательность, сенсорные способности и др. В других, нравственная т. е. сопереживание, бескорыстная помощь, доброжелательность, честность, дисциплинированность. Такие игры, безусловно, нужны и полезны. Воспитатель, ставя перед собой задачу формирования основ социальной активности, должен каждый раз проанализировать игру с точки зрения ее комплексного воздействия на личность ребенка. [2,с. 159]
Таким образом, воспитание подрастающего поколения тесно связано понимание проблем, связанных с осмыслением важности приобщения их к ценностям мировой культуры и культуре своего народа. Воспитанием их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
Литература
1. Антонова, Т. С. Социальная компетентность ребё нка-дошкольника : показатели и методы выявления. / Т. Антонова. – Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – 160 с.
3. Мухина, В. Я. Игра и нравственное развитие дошкольников. / В. Я. Мухина, А. С. Спиваковская. – М. : Изд-во Московского университета, 1986.-34с.
4. Асмолов, А. Г. ФГОС дошкольного образования утвержденный приказом Мин. Обр. науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»- М. : Просвещение, 2013.-16с.