Фирюзя Абдульмянова
Развитие социально-коммуникативных навыков детей через сюжетно-ролевую игру
Абдульмянова Фирюзя Кяримовна.
воспитатель
ГБОУ СОШ №10 СПДС «Алёнушка»
г. Жигулевск Самарская область
Развитие социально-коммуникативных навыков детей через сюжетно-ролевую игру с использованием
разных видов конструктора.
Аннотация
В статье предоставлен опыт работы педагогов по подготовке и организации сюжетно-ролевой игры с детьми 5-6 лет, направленной на социализацию ребенка в обществе, разностороннее его развитие, развитие коммуникативных навыков. Отмечена значимость сюжетно-ролевой игры, в которой ребёнок расширяет свои знания об окружающем мире, учится правилам поведения в заданной (сложившейся) ситуации, проявляет свое творчество и реализует себя как значимый участник творчески-игровой деятельности, где показывает своё видение мира в его многогранности.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков детей через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра является основным видом деятельности дошкольника, через которую он познает окружающий мир, приобретает практические умения и навыки. Большое значение в развитии ребенка играет сюжетно-ролевая игра. Ведь именно через нее ребенок приобретает жизненный опыт, имитируя (подражая) деятельности взрослых. Еще Горький А. М. заметил: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». А Макаренко А. С. утверждал: «Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». В игре происходит всестороннее развитие личности ребенка. Он учится думать, мыслить, моделировать, воображать, создавать сюжеты, а самое главное совместно действовать, отображая накопленный социальный опыт, стремится к созданию творческого сюжета (создание предметно-пространственной среды, атрибутов через конструирование).
Цель сюжетно-ролевой игры : Создание условий для развития и обогащения игровой деятельности детей.
Задачи, которые может решать педагог:
-совершенствовать умения объединяться в группы, распределять роли, выполнять игровые действия согласно общим игровым замыслам;
- формировать желание к созданию предметной среды и предметов заместителей через использование разного вида конструкторов;
-развитие у детей интеллектуальных способностей (нестандартно мыслить, быстро решать логические задачи, развитие воображения для создания атрибутов)
-развитие у детей навыков общения;
-развивать навыки коммуникативного общения (диалогическую речь, культуру речи в совместной деятельности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в группах и парах.
Из наших наблюдений, дети к 5-6 годам, становятся более самостоятельными, стараются в игре проигрывать самые разнообразные социальные роли. Но их игра ещё носит хаотичный характер и не доводится до логического конца. Тогда мы решили записывать интересующие детей сюжеты, которые они старались обыграть. Исходя из полученного списка, создали тематику интересующих детей игр. А это, в дальнейшем, побудило нас к созданию личной картотеки сюжетно-ролевых игр. Получилось так, что детей уже не интересовали простые бытовые игры типа «Магазин», «Моряки», «Семья» и т. д. Их интересовали деловые и современные игры, в которых они пытались имитировать деятельность организаций современного общества: модельное агентство, дизайн-студия, фитнес-клуб, фитобар и др. Но когда коснулась речь о том, какие предприятия города они знают или «Как хлеб к нам на стол попал», «Откуда поступает обувь в магазин» у детей были обрывочные знания. Тут мы решили, что сюжетно-ролевая игра будет носить производственный характер. Как помочь детям правильно отобразить в игре задуманный ими сюжет? Для начала нужно разработать план своих действий, который поможет организовать детям игру. Для этого лучше всего использовали проектную деятельность. Нельзя просто предложить игру, в которую можно поиграть: для дошкольников важен процесс подготовки, обсуждение сюжетной линии, распределение ролей, соблюдение обговоренных заранее правил. Необходимо дать возможность каждому дошкольнику пофантазировать, предложить свой вариант развития сюжета. Рассмотрим алгоритм проведения игр на примере игры «Хлебозавод».
Этап первый. Подготовка.
Создается проблемная ситуация SOS. Перед детьми на доске (на экране) появляются четыре картинки: портной шьет одежду, врач лечит детей, кондитер украшает торт, пустые прилавки хлебного отдела в магазине. Дети выделяют проблему. Стараются ответить на вопрос «Почему так случилось?». Делают выводы, что не работает предприятие «Хлебозавод». Далее мы:
- читаем художественную литературу «Корочка хлеба» (белорусская народная сказка, «Чужой Хлеб» А. Куприн», «Хлеб на вашем столе» Р. Раневская и т. д. ;
- организуем целевую экскурсию в магазин с целью знакомства с профессией продавца и формированию знаний по хлебобулочной продукции; в пекарню – знакомство с функцией поэтапной выпечки хлеба
- проводим беседы «Откуда хлеб пришёл», «Хлеб – всей жизни голова» и т. д. ;
- рассказываем о профессиях людей работающих на хлебозаводе (технолог, медсестра, тестовод, пекарь, наладчик, формовщик теста, укладчик и упаковщик хлебобулочных изделий, водитель, директор хлебозавода)
- рассматриваем иллюстрации, видеоролики о производстве хлебобулочной продукции;
- проводим дидактические игры: «Что из какой муки испекли», «Четвертый лишний» и т. д.
Этап второй. Практические наработки.
- обогащаем предметно-пространственную среду необходимыми атрибутами с использование разного вида конструкторов (тестомесов, форм для выпекания, линии конвейера, печи, лотки, халаты, шапочки и т. д.);
- организуем лепку хлебобулочных изделий «Плетенка», «Батон», «Сдоба» и т. д.
- организуем режиссерские игры (обыгрывает отдельные эпизоды);
- учимся распределять главные и второстепенные роли.
Этап третий. Взаимодействие с семьями воспитанников.
- родители проводят мастер-класс по приготовлению булочек, печенья (выпекаем на кухне в детском саду);
- фотовыставки «Я пекарь» (дети дома с родителями пекут хлебобулочные изделия на выбор и отчет о работе предоставляют в виде фотографий).
Этап четвертый. Игра.
Перед началом игры дети собираются вокруг воспитателя, участвуют в мозговом штурме «Где и когда пекут хлеб». Рассматривают макет предприятия или изучают схему игрового пространства, называют цеха, профессии сотрудников, определяют последовательность и поэтапность работы предприятия, устанавливают взаимосвязь профессий. Распределяют роли с помощью игровых карточек, на которых нарисованы инструменты их профессии. Все участник занимают свои места и выполняют свои роли:
- работники приходят на завод, переодеваются;
- проходят к медсестре и получают допуск к работе;
- занимают рабочие места (технолог проверяет на качество продукты, тестомесы замешивают хлеб, формовщики формируют хлеб и выпекают, упаковщики упаковывают хлебобу-лочные изделия, водитель отвозит в магазин, продавец рекламирует продукцию и продает).
В конце игровой деятельности педагог подводит оценку действий детей в соответствии с взятой на себя ролью, оценку взаимоотношения детей в ходе игры.
Вывод: сюжетно-ролевые игры обогащают словарный запас ребенка, развивают связную речь детей; развивает логическое мышление, воображение и фантазию ребёнка; развивают творчески-коммуникативные способности, расширяют социальный опыт, учит совместно игровой деятельности (принимать роль, добросовестно выполнять её функции, помогать товарищам, уступать, формируют знания о структуре общества, его функционировании и роли в жизни человека.
Список литература:
1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. №4.-2002.-с. 53-56.
2Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.