Виктория Кривовоз
Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педагогики. Известно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики аномального ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является коррекционное воздействие, организованное в сензитивный период. Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных психических функций и предупреждения дальнейшего аномального развития является ранний и дошкольный возраст [2]. Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия и способности имеют большое значение для его будущего, в том числе и для обучения в школе [1].
Публикация «Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения является подготовка детей к школе, обеспечение их объемом умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения [4]. В тоже время успешность усвоения ребенком материала всех учебных предметов, уровень его общего развития зависит от того, насколько у него сформирована речь [8,10]. Поэтому развитие речи и остаточного слуха являются одними из главных направлений коррекционной работы с детьми с нарушенным слухом [1,3,4,5,6,7,8,9,10,11 и др. ]. Организация и содержание работы в ДОУ обоснованы теоретически и отражены в материалах специальной программы [3]. Одна из основных задач программы - научить ребенка с нарушенным слухом устной речи с помощью зрения, тактильных и кинестетических ощущений и остаточного слуха, т. е целенаправленное обучение детей с нарушениями слуха развитию слухоречевого восприятия и речи.
Сегодня одним из наиболее перспективных методов реабилитации детей с большими потерями слуха является кохлеарная имплантация [6]. Известно, что хорошие результаты реабилитации глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании современными слуховыми аппаратами (СА) с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако современные кохлеарные импланты (КИ) и СА обеспечивают принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что дают возможность услышать все звуковые частоты, а значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития новой группы методов обучения речи глухих детей – слуховых [7]. Цель «Слухового метода» : развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения, т. е. как нормально слышащий ребенок. Важно осознавать, что независимо от этого, все дети с КИ без исключения нуждаются в профессиональной поддержке сурдопедагога, квалифицированного воспитателя и психолога, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому они посещают дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха.
Нами проводилось исследование слухоречевых навыков у детей с нарушенным слухом на базе Государственного казённого дошкольного образовательного учреждения «Всеволожский детский сад компенсирующего вида» в 2011-2012 учебном году. В исследовании принимало участие 12 детей (8 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 3-7 лет с врождённой или приобретённой на первом году жизни сенсоневральной тугоухостью III - IV степени или глухотой. Два ребенка воспитываются не слышащими родителями, у остальных – родители слышащие. Один ребёнок посещал массовый детский сад с 1 года 10 мес. У 3 детей отмечается органическое поражение ЦНС. 6 детей использовали КИ на одном ухе, а 6 - бинаурально слухопротезированы СА.
Учитывая необходимость формирования у детей с нарушенным слухом устной речи как средства общения, а важнейший показатель качества устной речи - самостоятельное использование речевых навыков, слухоречевое развитие детей оценивалось не по диагностическим картам, используемым в ДОУ, а с помощью батареи тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами EARS». Эта батарея разработана специалистами фирмы –производителя КИ на английском языке. Русскоязычная версия батареи тестов создана в С. -Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи [6]. Она так же как и оригинал, включает 7 тестов и 2 анкеты, которые позволяют оценить различные навыки слухоречевого восприятия и использования слуха и устной речи в ежедневных ситуациях у детей с КИ/СА.
Выявлено, что у обследованных детей с СА/КИ процессы слухоречевого анализа в основном сформированы. В целенаправленных заданиях дети способны обнаруживать неречевые звуки и речь, различать слова по числу слогов и узнавать их при закрытом выборе из 6. Некоторые из них успешно справлялись с заданием по узнаванию односложных слов при закрытом выборе из 12. Последнее свидетельствует о достаточной сформированности у этих детей фонематического слуха, поскольку при узнавании этих слов невозможности использовать информацию о слоговой структуре. Во всех этих заданиях дети с КИ имели лучшие показатели, чем дети, использующие СА, несмотря на то, что дети с КИ имели большую степень снижения слуха (глухота) и использовали КИ только на одном ухе. Особенно значительно преимущество детей с КИ проявлялось в заданиях по узнаванию слов в слитной речи. Для выполнения этого задания ребенку необходимо запомнить 3 слова. Это позволяет сделать вывод, что у детей с КИ значительно лучше сформирована кратковременная слухоречевая память. Это преимущество определяет и их лучшие показатели выполнения тестов, оценивающих понимание простых вопросов и восприятие незнакомых предложений. Лучшее развитие слухоречевой памяти также обеспечивает больший объем пассивного словаря у детей, что важно для выполнения этих заданий.
Сравнение показателей детей младшего и старшего дошкольного возраста выявило, что дети старшего возраста значительно лучше справляются с большинством заданий. Это объясняется тем, что у детей старшего возраста :
лучше сформировано слуховое внимание и память,
больший объем пассивного словаря,
большая длительность коррекционного воздействия.
У детей с помощью специальных анкет также была проведена оценка использования слуховых навыков и устной речи не во время целенаправленных занятий, а в течение дня. Эта оценка показала значительный разрыв между способностью детей слухоречевого восприятия и тем, как они используют ее в жизни. Оказалось, что большинство детей практически не используют имеющиеся у них слуховые навыки вне занятия : они редко реагируют на имя и окружающие звуки, не узнают и не понимают слова, узнаваемые на занятии вне занятия. Важно отметить, что у большинства детей есть потребность носить КИ/СА, при чем эта потребность выше у детей с КИ. Выявлено, что дети редко используют устную речь для общения, причем не только из-за недостаточной несформированности произносительных навыков. Исключение составлял ребенок с КИ, который потерял слух в возрасте 2 лет. Этот ребенок активно пользовался слухом и речью в течение всего дня.
С целью определения причин этого была проанализирована организация воспитательной работы в дошкольном коррекционном учреждении. На основании этого анализа было выявлено, что воспитатели недостаточно активно используют речь при общении детьми, не привлекают их внимания к окружающим звукам и голосу, регулярно не используют повторяющиеся режимные ситуации для вызывания у ребенка интереса к звукам и необходимости, потребности использовать устную речь для общения. Таким образом, у ребенка закрепляется «не функциональное» использование формируемых слуховых и речевых навыков : для него эти навыки нужны только на занятии, а не в жизни. Ребенок не понимает и не знает, как пользоваться речью в ежедневных ситуациях Учитывая это обстоятельство, с детьми одной из групп был изменен подход в коммуникации воспитателя с воспитанниками. При этом во всех режимных моментах приоритет отдавался ситуациям, стимулирующим интерес ребенка к ежедневно встречающимся звукам и голосу взрослого, использованию умения узнавать звуки и голос для ориентации в окружающем пространстве, а также использованию режимных ситуаций, делающих необходимым использование у ребенка голоса и речевых навыков для общения.
После изменения работы воспитателя уже через 4 мес. были отмечены значительные изменения в слухоречевом поведении детей. Дети стали спонтанно реагировать на голос и разные окружающие звуки, у них формировались адекватные реакции на разные звуки, они стали спрашивать об их значении, стали активнее использовать голос и устную речь при общении. У детей, воспитывающихся в других группах, таких изменений не наблюдалось.
Выявлено также, что у детей с лучшими слуховыми и речевыми показателями, родители активно вовлечены в процесс воспитания и развития речи ребенка.
Полученные данные позволяют положительно оценить предложенную систему коррекционно-образовательной работы с детьми по развитию слухоречевых навыков ребенка с КИ/СА в ежедневных ситуациях общения и режимных моментах. Проведённое экспериментальное обучение обеспечило создание для детей условий, способствующих возникновению речевой активности и стимулирующих их к речевому общению. Словарь детей значительно обогатился существительными и глаголами, которые обобщённо характеризуют предметы, явления, действия с ними.
Таким образом, результаты свидетельствуют, что воспитателю принадлежит особая роль в развитии у глухого ребенка слуха, понимания речи и устной речи как средства общения. Это обусловлено тем, что дети находятся в детском саду круглосуточно, поэтому именно воспитатель имеет возможность формировать у ребенка положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения. Занятия сурдопедагога, даже если они проводятся каждый день, не приведут к желаемому результату, если воспитатель не будет стимулировать ребенка использовать слух и речь для общения в ежедневных ситуациях и режимных моментах, создавать ситуации, в которых слух и речь будут для ребенка необходимым инструментом для достижения желаемого результата. Эта работа включает также и обучение родителей развитию слуховых и речевых навыков в сходных ситуациях в домашних условиях.
Важно также как можно раньше организовать правильную работу воспитателя по развитию у ребенка умения использовать имеющиеся у него на данный момент слуховые, языковые и произносительные навыки в режимных моментах и игровых ситуациях, чтобы максимально использовать сенситивный период для развития речи. Главным достижением стало то, что дети из исследуемой группы стали общаться со слышащими детьми во время прогулки, на музыкальных и физкультурных занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. -371 с.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 322 с.
3. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. - М. : Просвещение, 1991. - 158 с.
4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 260 с
5. Королева И. В. Абилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантами: общее и различия в сравнении с глухими и слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами// Два века Российской сурдопедагогики: Матер. Всеросс. конгресса сурдопедагогов. СПб. : Наука-Питер, 2006 г. с. 329-339.
6. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб. : СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. 752 с
7. Королева И. В. Научно- методологические основы реабилитации раннооглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 1. «Слуховой метод» // Российская оториноларингология, 2011, №2. с. 88-98.
8. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.
9. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М, 1991.
10. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М. : Просвещение, 1971. - 267 с.
11. Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях) : Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1987. - 25 с.