Папки-передвижки

Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения

Виктория Кривовоз
Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения

Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педагогики. Известно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики аномального ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является коррекционное воздействие, организованное в сензитивный период. Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных психических функций и предупреждения дальнейшего аномального развития является ранний и дошкольный возраст [2]. Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия и способности имеют большое значение для его будущего, в том числе и для обучения в школе [1].

Публикация «Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения» размещена в разделах

Одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения является подготовка детей к школе, обеспечение их объемом умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения [4]. В тоже время успешность усвоения ребенком материала всех учебных предметов, уровень его общего развития зависит от того, насколько у него сформирована речь [8,10]. Поэтому развитие речи и остаточного слуха являются одними из главных направлений коррекционной работы с детьми с нарушенным слухом [1,3,4,5,6,7,8,9,10,11 и др. ]. Организация и содержание работы в ДОУ обоснованы теоретически и отражены в материалах специальной программы [3]. Одна из основных задач программы - научить ребенка с нарушенным слухом устной речи с помощью зрения, тактильных и кинестетических ощущений и остаточного слуха, т. е целенаправленное обучение детей с нарушениями слуха развитию слухоречевого восприятия и речи.

Сегодня одним из наиболее перспективных методов реабилитации детей с большими потерями слуха является кохлеарная имплантация [6]. Известно, что хорошие результаты реабилитации глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании современными слуховыми аппаратами (СА) с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако современные кохлеарные импланты (КИ) и СА обеспечивают принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что дают возможность услышать все звуковые частоты, а значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития новой группы методов обучения речи глухих детей – слуховых [7]. Цель «Слухового метода» : развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения, т. е. как нормально слышащий ребенок. Важно осознавать, что независимо от этого, все дети с КИ без исключения нуждаются в профессиональной поддержке сурдопедагога, квалифицированного воспитателя и психолога, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому они посещают дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха.

Нами проводилось исследование слухоречевых навыков у детей с нарушенным слухом на базе Государственного казённого дошкольного образовательного учреждения «Всеволожский детский сад компенсирующего вида» в 2011-2012 учебном году. В исследовании принимало участие 12 детей (8 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 3-7 лет с врождённой или приобретённой на первом году жизни сенсоневральной тугоухостью III - IV степени или глухотой. Два ребенка воспитываются не слышащими родителями, у остальных – родители слышащие. Один ребёнок посещал массовый детский сад с 1 года 10 мес. У 3 детей отмечается органическое поражение ЦНС. 6 детей использовали КИ на одном ухе, а 6 - бинаурально слухопротезированы СА.

Учитывая необходимость формирования у детей с нарушенным слухом устной речи как средства общения, а важнейший показатель качества устной речи - самостоятельное использование речевых навыков, слухоречевое развитие детей оценивалось не по диагностическим картам, используемым в ДОУ, а с помощью батареи тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами EARS». Эта батарея разработана специалистами фирмы –производителя КИ на английском языке. Русскоязычная версия батареи тестов создана в С. -Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи [6]. Она так же как и оригинал, включает 7 тестов и 2 анкеты, которые позволяют оценить различные навыки слухоречевого восприятия и использования слуха и устной речи в ежедневных ситуациях у детей с КИ/СА.

Выявлено, что у обследованных детей с СА/КИ процессы слухоречевого анализа в основном сформированы. В целенаправленных заданиях дети способны обнаруживать неречевые звуки и речь, различать слова по числу слогов и узнавать их при закрытом выборе из 6. Некоторые из них успешно справлялись с заданием по узнаванию односложных слов при закрытом выборе из 12. Последнее свидетельствует о достаточной сформированности у этих детей фонематического слуха, поскольку при узнавании этих слов невозможности использовать информацию о слоговой структуре. Во всех этих заданиях дети с КИ имели лучшие показатели, чем дети, использующие СА, несмотря на то, что дети с КИ имели большую степень снижения слуха (глухота) и использовали КИ только на одном ухе. Особенно значительно преимущество детей с КИ проявлялось в заданиях по узнаванию слов в слитной речи. Для выполнения этого задания ребенку необходимо запомнить 3 слова. Это позволяет сделать вывод, что у детей с КИ значительно лучше сформирована кратковременная слухоречевая память. Это преимущество определяет и их лучшие показатели выполнения тестов, оценивающих понимание простых вопросов и восприятие незнакомых предложений. Лучшее развитие слухоречевой памяти также обеспечивает больший объем пассивного словаря у детей, что важно для выполнения этих заданий.

Сравнение показателей детей младшего и старшего дошкольного возраста выявило, что дети старшего возраста значительно лучше справляются с большинством заданий. Это объясняется тем, что у детей старшего возраста :

лучше сформировано слуховое внимание и память,

больший объем пассивного словаря,

большая длительность коррекционного воздействия.

У детей с помощью специальных анкет также была проведена оценка использования слуховых навыков и устной речи не во время целенаправленных занятий, а в течение дня. Эта оценка показала значительный разрыв между способностью детей слухоречевого восприятия и тем, как они используют ее в жизни. Оказалось, что большинство детей практически не используют имеющиеся у них слуховые навыки вне занятия : они редко реагируют на имя и окружающие звуки, не узнают и не понимают слова, узнаваемые на занятии вне занятия. Важно отметить, что у большинства детей есть потребность носить КИ/СА, при чем эта потребность выше у детей с КИ. Выявлено, что дети редко используют устную речь для общения, причем не только из-за недостаточной несформированности произносительных навыков. Исключение составлял ребенок с КИ, который потерял слух в возрасте 2 лет. Этот ребенок активно пользовался слухом и речью в течение всего дня.

С целью определения причин этого была проанализирована организация воспитательной работы в дошкольном коррекционном учреждении. На основании этого анализа было выявлено, что воспитатели недостаточно активно используют речь при общении детьми, не привлекают их внимания к окружающим звукам и голосу, регулярно не используют повторяющиеся режимные ситуации для вызывания у ребенка интереса к звукам и необходимости, потребности использовать устную речь для общения. Таким образом, у ребенка закрепляется «не функциональное» использование формируемых слуховых и речевых навыков : для него эти навыки нужны только на занятии, а не в жизни. Ребенок не понимает и не знает, как пользоваться речью в ежедневных ситуациях Учитывая это обстоятельство, с детьми одной из групп был изменен подход в коммуникации воспитателя с воспитанниками. При этом во всех режимных моментах приоритет отдавался ситуациям, стимулирующим интерес ребенка к ежедневно встречающимся звукам и голосу взрослого, использованию умения узнавать звуки и голос для ориентации в окружающем пространстве, а также использованию режимных ситуаций, делающих необходимым использование у ребенка голоса и речевых навыков для общения.

После изменения работы воспитателя уже через 4 мес. были отмечены значительные изменения в слухоречевом поведении детей. Дети стали спонтанно реагировать на голос и разные окружающие звуки, у них формировались адекватные реакции на разные звуки, они стали спрашивать об их значении, стали активнее использовать голос и устную речь при общении. У детей, воспитывающихся в других группах, таких изменений не наблюдалось.

Выявлено также, что у детей с лучшими слуховыми и речевыми показателями, родители активно вовлечены в процесс воспитания и развития речи ребенка.

Полученные данные позволяют положительно оценить предложенную систему коррекционно-образовательной работы с детьми по развитию слухоречевых навыков ребенка с КИ/СА в ежедневных ситуациях общения и режимных моментах. Проведённое экспериментальное обучение обеспечило создание для детей условий, способствующих возникновению речевой активности и стимулирующих их к речевому общению. Словарь детей значительно обогатился существительными и глаголами, которые обобщённо характеризуют предметы, явления, действия с ними.

Таким образом, результаты свидетельствуют, что воспитателю принадлежит особая роль в развитии у глухого ребенка слуха, понимания речи и устной речи как средства общения. Это обусловлено тем, что дети находятся в детском саду круглосуточно, поэтому именно воспитатель имеет возможность формировать у ребенка положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения. Занятия сурдопедагога, даже если они проводятся каждый день, не приведут к желаемому результату, если воспитатель не будет стимулировать ребенка использовать слух и речь для общения в ежедневных ситуациях и режимных моментах, создавать ситуации, в которых слух и речь будут для ребенка необходимым инструментом для достижения желаемого результата. Эта работа включает также и обучение родителей развитию слуховых и речевых навыков в сходных ситуациях в домашних условиях.

Важно также как можно раньше организовать правильную работу воспитателя по развитию у ребенка умения использовать имеющиеся у него на данный момент слуховые, языковые и произносительные навыки в режимных моментах и игровых ситуациях, чтобы максимально использовать сенситивный период для развития речи. Главным достижением стало то, что дети из исследуемой группы стали общаться со слышащими детьми во время прогулки, на музыкальных и физкультурных занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. -371 с.

2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 322 с.

3. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. - М. : Просвещение, 1991. - 158 с.

4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 260 с

5. Королева И. В. Абилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантами: общее и различия в сравнении с глухими и слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами// Два века Российской сурдопедагогики: Матер. Всеросс. конгресса сурдопедагогов. СПб. : Наука-Питер, 2006 г. с. 329-339.

6. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб. : СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. 752 с

7. Королева И. В. Научно- методологические основы реабилитации раннооглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 1. «Слуховой метод» // Российская оториноларингология, 2011, №2. с. 88-98.

8. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.

9. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М, 1991.

10. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М. : Просвещение, 1971. - 267 с.

11. Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях) : Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1987. - 25 с.

Публикации по теме:

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учрежденияОрганизация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения Тема: «Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения» 2015-2016 Провела: воспитатель подготовительной группы.

Барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха .

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме «Весна»Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме «Весна» Тема: «Весна» (подготовительная группа). Форма проведения: подгрупповая. Цель: Развитие зрительного восприятия. Задачи: 1. Формировать.

Консультация для родителей «Особенности слухового восприятия звуков у детей» Особенности слухового восприятия звуков у детейВ дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать.

Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слухаМнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гладченко Ольга Витальевна. Государственное.

Развитие речевого слуха в условиях слухоречевой среды в процессе всех видов деятельности Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов. Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения Период дошкольного детства напрямую связан с изменениями психического развития ребенка: 1. Меняются отношения ребенка со сверстниками. На.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Семинар для родителей «Формирование целостной картины мира у детей раннего возраста через развивающие и адаптивные игры» Цель: создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 09:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД