Ионова Людмила Михайловна
Консультация для родителей «Особенности слухового восприятия звуков у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности слухового восприятия звуков у детей
В дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать особенности развития слухового аппарата у детей, который развивается до 14 лет.
Ребенок раннего возраста не способен воспринимать высокие звуки, громкие же звуки, такие как повышенный тон взрослых, пагубно влияет на развитие среднего уха. Если взрослые при общении с детьми дошкольного возраста раздражаются, вскрикивают, ребенок не слышит их. Взрослым кажется, что ребенок непослушный, невнимательный, а на самом деле он просто не воспринимает требования взрослого, который кричит.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности слухового восприятия звуков у детей“» размещена в разделах
При общении с детьми необходимо помнить, что чем естественнее, спокойнее речь взрослого, тем лучше понимает ее ребенок. Вот почему существует мнение, что у спокойных родителей-спокойные и послушные дети, а у эмоционально неуравновешенных родителей-ребенок непоседа, невнимательный и неорганизованный.
В раннем возрасте детей захватывает, прежде всего, интонация певческого голоса. Именно поэтому, устанавливая контакт с ребенком, у матери возникает желание петь своему малышу, который еще не умеет говорить, а первые гуления, слова похожи на пение. Эталоном высоты голоса, которым общается мама с ребенком, будет служить голос самого малыша. Если диапазон голоса у ребенка расширяется, то и взрослые могут расширить диапазон интонаций своего голоса. То есть, какие звуки слышит ребенок по высоте, можно определить по его речи. У детей до 4-х лет чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и исчезают. Только после 4-х лет можно наблюдать у дошкольников устойчивость эмоций после прослушивания музыки, ребенок способен запомнить свои чувства, проявляет желание рассказывать о своих впечатлениях после прослушивания.
Дошкольники 5-7 лет способны накапливать музыкальные впечатления, услышанную музыку воспринимают образно, в процессе восприятия включается мыслительная деятельность. Они любознательны, наблюдательны, способны почувствовать общие настроения музыки.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требует внимания, сообразительности. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В. М. Бехтерев подчеркивал эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мелодического, ритмического и других компонентов музыки, помогают человеку во время работы и отдыха.
Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают обоснование роли музыки в восприятии ребенка. Аранжировка современных популярных песен часто не соответствует тем звукам, которые способны воспринять дети, и могут вызвать отрицательное влияние на психику ребенка.
Нам, взрослым, остается помогать в выборе, что и как слушают наши дети, и самим выбирать какими они будут.
Автор: Ионова Л. М.