Нелли Козлова
Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок, но и качественный – насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.
Публикация «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.
Задача «обогащение активного словаря» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической деятельности:
I этап — обогащение словаря. На данном этапе предполагается расширение запаса слов детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи дидактических игр и лексических упражнений.
II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира дошкольников знакомят с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними.
Занятия должны строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку. Специфика этого этапа заключается в организации активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств и отношений.
III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова. Как известно, пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но самостоятельно не употребляет по разным причинам (например, не было соответствующей речевой ситуации или не развит механизм поиска слов). Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сам употребляет.
На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми.
На этом этапе происходит усвоение слова как единицы языка на уровне смысла. Детей необходимо подводить к пониманию того, что каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Чем больше в словаре ребенка синонимов и антонимов, тем богаче выразительные возможности языка.
Игры и задания для расширения словарного запаса
«Проводник» – во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова.
Игры с мячом позволяют не только расширить словарный запас детей, но и развить логическое мышление, обобщая познания в области слов различных лексических групп.
«Называем животных» – ведущий по очереди бросает мяч детям. Задача ребёнка – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назвать животное, когда подошла их очередь. Победителем будет тот игрок, который дольше всех продержится, назвав большее количество животных.
Этот же вариант игры можно использовать для закрепления знания слов из других обобщающих категорий: «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» и т. д.
«Где кто живёт?» – ведущий, бросая мячик детям, задаё т вопросы:
Кто живёт в норе? – /крот, мышь, лиса, ёж/.
Кто живёт в реке? – /лягушка, рыба, выдра/.
Кто живёт в море? – /кит, осьминог, дельфин, медуза/.
Это игра позволит расширить не только словарный запас детей, но и укрепить их познания об окружающем мире.
«Большой – маленький»
Тренируем навык образования словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните ребёнку на примере, как получаются такие слова : стул-стульчик, вилка-вилочка, ключ-ключик, яблоко-яблочко. Кидая малышу мячик, назовите слово, от которого он должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Первое время давайте ему на выполнение этого задания достаточно времени, не торопите.
Заданий, позволяющих эффективно пополнять и развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучше предложить задания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.
Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию их интеллекта и логического мышления.