Мария Осокина
«Активизация словарного запаса детей 3–4 лет». План самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Мечта"
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
воспитателя Храмовой Марии Сергеевны
на 2017-2018 учебный год
Тема: «Активизация словарного запаса детей 3-4 лет»
Цель: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста; объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Публикация «„Активизация словарного запаса детей 3–4 лет“, План самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
2. Обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства.
4. Обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;
5. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.).
6. Называть части суток.
7. Называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)
Актуальность темы:
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку - одна из главных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др.) Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Предполагаемый результат: расширение словарного детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Реализация задач:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Подбор методических пособий и дидактических игр по теме
4. Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника».
5. Консультация для воспитателей «Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Материально-техническая база:
• словесные и дидактические игры по теме
• пластмассовые фрукты, овощи, животные, предметы мебели, посуда
• презентации по темам «одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы»
• театр «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»
• развивающие мультфильмы по различным лексическим категориям
Участники:
Дети второй младшей группы "Капитошка"
Основной механизм реализации проекта:
№ Содержание работы Сроки
1 Теоретический этап.
- Изучение методической литературы по вопросам
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.
6. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Младшая группа» - М. : Мозаика – Синтез, 2016 г.
7. Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М. : Скрипторий 2003, 2013 г.
8. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010.
9. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников; АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011
10. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 1 Младшая и средняя группы. -М. : Школьная Пресса, 2014 г.
-Подготовка лексического материала для развития речи по темам
«Отгадай загадку», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Зимующие птицы», «Животные жарких стран», «Домашние птицы», «Кто где спрятался», «Найди отличия» и др.
-Подбор картотеки словесных и дидактичеких игр по теме. В течение года
2 - Написание программы «Активизация словарного запаса детей 3-4 лет».
- Разработка конспектов занятий по «Активизация словаря дошкольников второй младшей группы».
- Организация предметно - пространственной среды : изготовление дидактических игр и демонстрационного материала.
- Разработка календарно - тематического плана по теме «Активизация словаря дошкольников второй младшей группы».
Сентябрь -ноябрь
3 Практическая часть :
Организация и систематизация занятий детей
Открытый просмотр занятия
Оформление альбома
Участие родителей ноябрь-март
4 Обобщение опыта на муниципальном уровне.
Подведение итогов проведенной работы.
Презентация опыта работы перед педагогами ДОО. апрель - май
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. д.
Сентябрь- октябрь
1. Индивидуальные беседы с родителями детей.
2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.
3. Обсуждение темы «Игры, в которые мы играем».
Октябрь- ноябрь
Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.
Ноябрь- декабрь
1. Проведение совместного праздника для детей и родителей «Новый Год».
2. Памятка «Упражнения для развития речевого дыхания»
3. Папка передвижка «Игры для развития словаря дошкольника, или как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи.
Декабрь
Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т. д Январь- февраль
1. Консультация «Учим ребёнка общаться».
2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Острый слух – правильная речь».
3. Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»
4. Памятка «Речь малыша»
Январь
Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, на магнитной доске.
Март- апрель
1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»
2. Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.
3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.
4. Памятка «Игры для развития пассивного словаря»
Февраль
Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям второй младшей группы.
Март- апрель
Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Май
Мониторинг.