Виктория Старикова
Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Словарный запас ребё нка-школьника является важнейшей характеристикой его интеллектуального развития. Ведь именно в 6 -7 летнем возрасте слово у детей приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому. В своём активном словаре ребёнок использует те слова, обобщённое значение которых он знает и может объяснить. Выделяют четыре степени обобщения детьми младшего школьного возраста словесных раздражителей. Каждая последующая степень обобщения словом характеризуется всё большим и большим удалением от чувственных образов, т. е. всё более высоким уровнем абстрагирования. Дети- школьники овладевают третьей степенью обобщения- усваивают слова, обозначающие родовые понятия, включающие обобщённые названия предметов, действий, признаков (животные, растения, одежда, мебель и т. д.)
Публикация «Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Активный словарь ребёнка очень точно отражает тот запас знаний об окружающем мире, которым овладел ребёнок к моменту поступления в школу. И чем богаче этот запас, тем успешнее пойдёт обучение, тем интереснее и понятнее будет изучаемый в школе материал. К моменту поступления в школу условие овладения третьей степенью обобщения словом является особенно важным потому, что уже при обучении в первом классе дети начинают усваивать понятия ещё более абстрактные, относящиеся к более высокой,четвёртой степени обобщения. Это, например, такие понятия, как число, слово, предложение и т. д. К сожалению, ежегодно в процессе обучения выявляются дети, испытывающие значительные трудности при усвоении этих понятий. Причинами их недостаточной интеллектуальной готовности к школьному обучению являются как наследственные факторы, так и недостаточное внимание к подготовке и развитию детей в семье.
Диагностика словарного запаса младших школьника включает следующие позиции:
•знание основных сведений о себе: семья, как зовут членов семьи; свой день рождения и возраст; домашний адрес;
•сформированность временных представлений (время года, месяц, число, день недели, время суток);
•название цветов и цветовых оттенков (цвета радуги);
•слова-предметы (названия предметов и обобщённых названий групп предметов; профессии, детёныши животных);
•слова-действия предметов;
•слова-признаки (относительные, качественные, притяжательные прилагательные);
•наречия.
Для развития словарного запаса и запаса знаний детей - младших школьников необходимо постоянное внимание и участие родителей. Именно речь родителей является для ребёнка образцом для подражания, и именно родители являются для него источником знаний об окружающем мире. Сегодня нет проблем с источниками получения ребёнком самых разнообразных знаний, ярких впечатлений о животных, растениях, явлениях природы, жизни людей других стран, технических и научных новинках. Важно только общаться на эти темы со своими детьми, отвечать на их вопросы. Читать им книжки…
вот несколько игр, которые помогут выяснить, насколько развит словарный запас вашего ребёнка, и расширить его.
1 игра Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?
Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, навыки свободной речи, понятийные связи и сообразительность. Называем ребёнку слово и просим описать его разными словами, например: котёнок «хорошенький, игривый, пушистый, ласковый, серый, любимый»; яблоко «круглое, красное, сочное, сладкое, душистое». Одинаковые слова – это синонимы. К слову маленький можно подобрать синонимы «крохотный, крошечный, малюсенький, лилипутский». Необходимо подсчитывать количество слов, стремясь назвать как можно больше. Можно устроить соревнование с ребёнком на наибольшее количество слов-признаков и придумать награду победителю. Значение незнакомых слов необходимо объяснять.
2 игра Хамелеон.
Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, развивать умение ориентироваться в цветах, логически мыслить, быстро реагировать. Игра проводится как соревнование, отвечать нужно быстро. Если ответ неверный, право задавать вопросы переходит к другому игроку. Вначале объясняем ребёнку, что хамелеон – это ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от того, на какой поверхности, она находится. Какого цвета будет хамелеон, если его поместить на траву, на камни, на шахматную доску, на холодильник, на ковёр? Каждый ответ должен затем обосновыватся игроком.
3 игра Найдите лишнее слово.
Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать. Ребёнку предлагаются четыре слова : три из одной тематической группы, а четвёртое из другой. Он должен назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. При этом важно, чтобы он правильно назвал обобщённое понятие обеих тематических групп и заменил лишнее слово подходящим к данной группе слов. Примерные группы слов : яблоко, помидор, капуста, горох; печенье, кефир, хлеб, сухари; ложка, кастрюля, диван, сковорода. Вместо яблока можно назвать картофель, вместо кефира сушки, а вместо дивана блюдце.
4 игра На развитие гибкости ума.
Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать кругозор и логическое мышление. Называете какое – либо общее понятие (овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт, одежда и т. д.) и просите ребёнка назвать все предметы из этой группы, которые ему известны. Можете дополнять группу новыми предметами, демонстрируя их ребёнку и объясняя значение новых слов. Меняетесь ролями, ребёнок даёт вам понятие, а вы старательно выполняете его задание. В этом случае неизвестные ребёнку слова обязательно объясняются.
5 игра Семья
Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, временных представлений, развивать логическое мышление, сообразительность, умение анализировать. Задаёте ребё нку вопрос следующего содержания: Никита – сын Андрея. Кем доводится Андрей Никите? Если ребёнок затрудняется с ответом, приводите аналогичный пример вашей семьи. Рассматриваете примеры семей ваших родственников и знакомых. После этого ребёнку не составит труда научиться разбираться в родственных связях. Можно дополнить игру разбором понятий «старше-младше».
6 игра Говори наоборот.
Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, антонимов. Развивать кругозор, умение сравнивать, сообразительность. Произносите фразу: «Эта тропа широкая, а эта тропинка …» Ребёнок должен подобрать слово с противоположным значением. Дальше можно продолжить: гора высокая, а горочка низкая, дорога прямая, а дорожка извилистая, дерево старое, а деревце молодое и т. д. Меняетесь с ребёнком ролями.
7 играУгадай животное (Зоопарк).
Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, признаков. Развитие кругозора, связной речи, образного мышления. Перед началом игры договариваетесь, из какой группы будете описывать животных: домашних, лесных зверей, животных жарких стран. По очереди описываете внешний вид и повадки животного. При описании незнакомого животного помогаете ребёнку и показываете картинку с изображением.
8 игра Кто летает (прыгает, бегает, ползает).
Цель игры: обогащение словаря слов-действий, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Играете по очереди с ребёнком, перечисляя ряд живых существ. Если названо существо, умеющее летать, ребёнок (вы) хлопает в ладоши. В случае ошибки (с вашей стороны намеренной) живых существ называет ребёнок. Примерный ряд: медведь, курица, собака, карась, ворона, рысь, воробей, кошка, страус, синица…
9 игра Что растёт в лесу (В саду? На огороде? В поле)
Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, представления об окружающем мире, развивать сообразительность, логическое мышление. Игра проводится, как и предыдущая, только называется ряд растений. Например: сосна, клубника, шиповник, берёза, костяника, осина, помидоры, маслята и т. д. Если прозвучало название нужного растения, хлопаем в ладоши. В случае ошибки ведущий меняется.
10 игра Детёныши животных.
Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Взрослый называет животное или птицу, а ребёнок – их детёнышей. Например: как называется детёныш коровы, козы, овцы, лошади, верблюдицы, скворчихи, рыси, львицы, воробьихи и т. д.