Папки-передвижки

Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников

Виктория Старикова
Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Словарный запас ребё нка-школьника является важнейшей характеристикой его интеллектуального развития. Ведь именно в 6 -7 летнем возрасте слово у детей приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому. В своём активном словаре ребёнок использует те слова, обобщённое значение которых он знает и может объяснить. Выделяют четыре степени обобщения детьми младшего школьного возраста словесных раздражителей. Каждая последующая степень обобщения словом характеризуется всё большим и большим удалением от чувственных образов, т. е. всё более высоким уровнем абстрагирования. Дети- школьники овладевают третьей степенью обобщения- усваивают слова, обозначающие родовые понятия, включающие обобщённые названия предметов, действий, признаков (животные, растения, одежда, мебель и т. д.)

Публикация «Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников» размещена в разделах

Активный словарь ребёнка очень точно отражает тот запас знаний об окружающем мире, которым овладел ребёнок к моменту поступления в школу. И чем богаче этот запас, тем успешнее пойдёт обучение, тем интереснее и понятнее будет изучаемый в школе материал. К моменту поступления в школу условие овладения третьей степенью обобщения словом является особенно важным потому, что уже при обучении в первом классе дети начинают усваивать понятия ещё более абстрактные, относящиеся к более высокой,четвёртой степени обобщения. Это, например, такие понятия, как число, слово, предложение и т. д. К сожалению, ежегодно в процессе обучения выявляются дети, испытывающие значительные трудности при усвоении этих понятий. Причинами их недостаточной интеллектуальной готовности к школьному обучению являются как наследственные факторы, так и недостаточное внимание к подготовке и развитию детей в семье.

Диагностика словарного запаса младших школьника включает следующие позиции:

знание основных сведений о себе: семья, как зовут членов семьи; свой день рождения и возраст; домашний адрес;

сформированность временных представлений (время года, месяц, число, день недели, время суток);

•название цветов и цветовых оттенков (цвета радуги);

слова-предметы (названия предметов и обобщённых названий групп предметов; профессии, детёныши животных);

слова-действия предметов;

слова-признаки (относительные, качественные, притяжательные прилагательные);

•наречия.

Для развития словарного запаса и запаса знаний детей - младших школьников необходимо постоянное внимание и участие родителей. Именно речь родителей является для ребёнка образцом для подражания, и именно родители являются для него источником знаний об окружающем мире. Сегодня нет проблем с источниками получения ребёнком самых разнообразных знаний, ярких впечатлений о животных, растениях, явлениях природы, жизни людей других стран, технических и научных новинках. Важно только общаться на эти темы со своими детьми, отвечать на их вопросы. Читать им книжки…

вот несколько игр, которые помогут выяснить, насколько развит словарный запас вашего ребёнка, и расширить его.

1 игра Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?

Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, навыки свободной речи, понятийные связи и сообразительность. Называем ребёнку слово и просим описать его разными словами, например: котёнок «хорошенький, игривый, пушистый, ласковый, серый, любимый»; яблоко «круглое, красное, сочное, сладкое, душистое». Одинаковые слова – это синонимы. К слову маленький можно подобрать синонимы «крохотный, крошечный, малюсенький, лилипутский». Необходимо подсчитывать количество слов, стремясь назвать как можно больше. Можно устроить соревнование с ребёнком на наибольшее количество слов-признаков и придумать награду победителю. Значение незнакомых слов необходимо объяснять.

2 игра Хамелеон.

Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, развивать умение ориентироваться в цветах, логически мыслить, быстро реагировать. Игра проводится как соревнование, отвечать нужно быстро. Если ответ неверный, право задавать вопросы переходит к другому игроку. Вначале объясняем ребёнку, что хамелеон – это ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от того, на какой поверхности, она находится. Какого цвета будет хамелеон, если его поместить на траву, на камни, на шахматную доску, на холодильник, на ковёр? Каждый ответ должен затем обосновыватся игроком.

3 игра Найдите лишнее слово.

Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать. Ребёнку предлагаются четыре слова : три из одной тематической группы, а четвёртое из другой. Он должен назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. При этом важно, чтобы он правильно назвал обобщённое понятие обеих тематических групп и заменил лишнее слово подходящим к данной группе слов. Примерные группы слов : яблоко, помидор, капуста, горох; печенье, кефир, хлеб, сухари; ложка, кастрюля, диван, сковорода. Вместо яблока можно назвать картофель, вместо кефира сушки, а вместо дивана блюдце.

4 игра На развитие гибкости ума.

Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать кругозор и логическое мышление. Называете какое – либо общее понятие (овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт, одежда и т. д.) и просите ребёнка назвать все предметы из этой группы, которые ему известны. Можете дополнять группу новыми предметами, демонстрируя их ребёнку и объясняя значение новых слов. Меняетесь ролями, ребёнок даёт вам понятие, а вы старательно выполняете его задание. В этом случае неизвестные ребёнку слова обязательно объясняются.

5 игра Семья

Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, временных представлений, развивать логическое мышление, сообразительность, умение анализировать. Задаёте ребё нку вопрос следующего содержания: Никита – сын Андрея. Кем доводится Андрей Никите? Если ребёнок затрудняется с ответом, приводите аналогичный пример вашей семьи. Рассматриваете примеры семей ваших родственников и знакомых. После этого ребёнку не составит труда научиться разбираться в родственных связях. Можно дополнить игру разбором понятий «старше-младше».

6 игра Говори наоборот.

Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, антонимов. Развивать кругозор, умение сравнивать, сообразительность. Произносите фразу: «Эта тропа широкая, а эта тропинка …» Ребёнок должен подобрать слово с противоположным значением. Дальше можно продолжить: гора высокая, а горочка низкая, дорога прямая, а дорожка извилистая, дерево старое, а деревце молодое и т. д. Меняетесь с ребёнком ролями.

7 играУгадай животное (Зоопарк).

Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, признаков. Развитие кругозора, связной речи, образного мышления. Перед началом игры договариваетесь, из какой группы будете описывать животных: домашних, лесных зверей, животных жарких стран. По очереди описываете внешний вид и повадки животного. При описании незнакомого животного помогаете ребёнку и показываете картинку с изображением.

8 игра Кто летает (прыгает, бегает, ползает).

Цель игры: обогащение словаря слов-действий, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Играете по очереди с ребёнком, перечисляя ряд живых существ. Если названо существо, умеющее летать, ребёнок (вы) хлопает в ладоши. В случае ошибки (с вашей стороны намеренной) живых существ называет ребёнок. Примерный ряд: медведь, курица, собака, карась, ворона, рысь, воробей, кошка, страус, синица…

9 игра Что растёт в лесу (В саду? На огороде? В поле)

Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, представления об окружающем мире, развивать сообразительность, логическое мышление. Игра проводится, как и предыдущая, только называется ряд растений. Например: сосна, клубника, шиповник, берёза, костяника, осина, помидоры, маслята и т. д. Если прозвучало название нужного растения, хлопаем в ладоши. В случае ошибки ведущий меняется.

10 игра Детёныши животных.

Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Взрослый называет животное или птицу, а ребёнок – их детёнышей. Например: как называется детёныш коровы, козы, овцы, лошади, верблюдицы, скворчихи, рыси, львицы, воробьихи и т. д.

Публикации по теме:

Рекомендации родителям «Обогащение словарного запаса детей посредством игры» Рекомендации родителям «Обогащение словарного запаса детей через игру» Подготовила воспитатель Михайлова Наталия Владимировна МБДОУ «Детский.

Активизация словарного запаса через все виды деятельности работы ДОУАктивизация словарного запаса через все виды деятельности работы ДОУ План проведения Семинара-практикума для родителей первой младшей группы «Простоквашино» Воспитатель: Никитина М. С. Дата проведения 26.01.

Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возрастаДидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста (в условиях группы продленного.

Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное.

Игры на развитие речи и увеличение словарного запаса ребёнка Киселева Ирина Васильевна Угадай, кто мой друг?Для этой игры понадобятся картинки с изображениями животных. Ребёнок выбирает карточку с.

Консультация для педагогов «Игры на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста» Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Консультация для родителей по развитию словарного запаса «Поверь в своё дитя» Развитие речи. Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто.

Мастер-класс «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников» Обогащение словаря дошкольника- процесс долгий, требующий концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет.

«Активизация словарного запаса детей 3–4 лет». План самообразования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Мечта" ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ воспитателя Храмовой Марии Сергеевны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников
Опубликовано: 3 мая 2018 в 18:37
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Старикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД