Приложение МААМ

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях

Натали Рейтер
Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Методика формирования словаря на занятии и вне занятия

Публикация «Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. д.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Важны также вопросы, стимулирующие обобщение: какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице? Про каких ребят можно сказать – это друзья? Как вы теперь сможете объяснить, что в детском саду работает целый коллектив взрослых, сотрудников? Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие) вопросы: что? Где? Сколько? Как называется? Какой? И т. п. Как правило, в каждой законченной части беседы вопросы располагаются в такой примерной последовательности: сначала репродуктивные, для того чтобы оживить опыт детей, затем немногочисленные, но достаточно сложные поисковые вопросы для осмысления нового материала и в заключение 1–2 обобщающих.

Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того, чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

Для решения других задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приему: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений (или отрывков, в том числе пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского сада и т. п.).

Следует напомнить о правильном использовании наглядного материала. Его можно демонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: для лучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Еще до занятия воспитатель должен придумывать, где хранить это наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать.

Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором не только допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех, но и должны быть видны серьезные усилия их мысли.

В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы – обучения детей вопросным формам речи. Вопросы – показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог – это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении. Дл активного обучения такому умению проводятся специальные занятия нового типа – игры или «учебные ситуации». Проблемно-поисковый характер этих занятий ставит ребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогу и товарищам. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.

Например, нужно было рассмотреть две картины – про белую медведицу и бурую, рассказать про бурую медведицу и закончить вопросом о белой.

Воспитатель должен спросить и о том, что не изображено.

Овладение детьми вопросной формой речи может осуществляться и в дидактических играх. Для старших детей разработана игра «Хочешь узнать – задай вопрос». Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми они сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы и т. д.). За каждый вопрос (по предварительному образцу педагога) по поводу этих вещей ребенок получает фишку. Особенно поощряются вопросы о свойствах, деталях предметов. В конце игры на сложные вопросы отвечает взрослый, по фишкам устанавливается победитель.

Занятия проходят под руководством логопеда и музыкального работника. Это музыкальные подвижные, пальчиковые, ролевые игры, упражнения по развитию дыхания и артикуляции, первое знакомство с буквами, обогащение и систематизация словарного запаса, использование развивающих игрушек и др.

Логопедическая ритмика является наиболее доступным и эффективным методом профилактики и коррекции нарушений речевого развития у детей раннего возраста. Она обязательно должна входить в систему профилактической и коррекционной работы у детей с нарушениями слуха и зрения, челюстно-лицевой патологией, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, наследственными заболеваниями, органическим поражением ЦНС, задержками речевого и/или психического развития (ЗРР, ЗПР, общим или фонетико-фонематичским недоразвитием речи (ОНР, ФФН, заиканием (последнее – на этапе поддерживающей терапии, иногда – с аутизмом.

Занятия включают следующие виды работы:

• подвижные, пальчиковые и ролевые игры под музыку;

• упражнения по развитию дыхания и артикуляции;

• кукольный и пальчиковый театр;

• первое знакомство с буквами;

обогащение и систематизация словарного запаса;

• развитие моторики,

• ознакомление с развивающими игрушками и пособиями;

• консультации логопеда по организации речевых и общеразвивающих игр с детьми дома для профилактики и коррекции речевых нарушений (в соответствии с возрастом ребенка);

Нужно помнить, что многие проблемы в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте, при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности на логопедических занятиях посредством интерактивной программы «Волшебный экран» «Активизация познавательной деятельности на логопедических занятиях посредством интерактивной программы «Волшебный экран». Подготовила:.

Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни» В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М.

Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности "Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности"Развитие и формирование творческих.

Зрительная гимнастика как здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях для детей с нарушением зрения Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий.

Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников [/h3]Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников Любому ребенку нужен “строительный материал” – слова,.

Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности Задачи, этапы и содержание работы по формированию словаря у де-тей Работа проводилась с 4 апреля по 15 мая 2016 года в группе младшего.

Обогащение и активизация словаря детей подготовительной группы компенсирующей направленности Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Овладение речью и дальнейшее её формирование.

План по самообразованию «Формирование словарного запаса у детей 6–7 лет посредством различных игр и упражнений с песком» План по самообразованию «Формирование словарного запаса у детей 6–7 лет через различные игры и упражнения с песком» Проблема: недостаточно.

Презентация «Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В дошкольном.

Творческая работа в начальном классе для обогащения словарного запаса учащихся Творческая работа в начальном классе для обогащения словарного запаса учащихся. В этом году включили в план новый предмет "Словарная работа".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 19:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Натали Рейтер (УИ 983175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД