Бекоева Дзерасса
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ
ВОСПИТАТЕЛИ : ТОТРОВА Б. В.
БЕКОЕВА Д. Г.
2017-2018
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Природа родного края
- Природа, планета Земля, экология
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Введение: Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осо-знание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспита-нию. Новизной проекта является сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Феде-ральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педа-гога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательном - образова-тельном процессе.
1. Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологиче-ской культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружаю-щий мир.
1. 1Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отно-шение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
1. 2Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире РСО-Алании.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
2. Предполагаемые результаты:
• Проявление стойкого интереса у детей к общению с природой родного края, стремление к исследованию объектов природы, умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах деятельно-сти, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах экологической направленности различного уровня.
• Получение знаний о различиях живой и неживой природы, значении и свойствах воздуха, воды, почвы в жизни живых объектов при-роды, особенностях природы Алагирского района, умений отличать и называть характерные признаки разных времен года, объясняя причины их смены.
• Формирование знаний о жизни растений; условиях, необходимых для их роста; навыков правильного ухода за растениями в уголке природы, на участке детского сада за садовыми, огородными культурами, цветами.
• Закрепление представлений о разных животных, их детенышах, условиях их жизни, способах ухода за ними.
• Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, желание сохранить и приумно-жить природные богатства.
• Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе. Знакомство с праздником 22 мая – Международный день биоло-гического разнообразия; с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретение собственных знаков, знакомство с профессиями эколога, зоолога, биолога и включение их в игровую деятельность.
• Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысится, за счет активного вовлечения их в проектную деятельность.
• Пополнение предметно - развивающей среды в группе по изучению природы родного края, создание экологической тропы на участке, увеличение числа насаждений на участке.
3. Тип проекта: познавательно- исследовательский.
3. 1 Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г - май 2018г.
3. 2 Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, родители, дети.
3. 3 Ресурсное обеспечение:
1. Мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр.
4. Иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии, уголки природы в группах детского сада.
5. Цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
6. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений
7. Зоны для проведения опытов в группах: огород на окне, уголок экспериментирования, экологический уголок.
4. Этапы реализации проекта: Подготовительный (октябрь-ноябрь 2017г.)
Основной (декабрь –март 2018г.)
Заключительный (апрель- май 2018г.)
4. 1 План действий по реализации проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Задачи:
-Обратить внимание де-тей на различные объекты природы. Вызвать жела-ние помогать растениям, животным, птицам, насе-комым.
-Привлечь внимание ро-дителей к вопросам фор-мирования экологической культуры детей.
-Коллективная работа из природного и бросового материалов «очумелые руч-ки»
-Изучение и анализ литературы по проблеме, просмотр интернет ресурсов, выбор оптимальных для работы в данной группе. - -
-Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта. - -
-Разработка плана реализации проекта.
-Подбор оборудования для экспериментальной деятельности
-Изготовить картотеку опытов: рисунки-схемы проведения опытов
-ПОПРОСИТЬ родителей написать вопросы детей о мире природы когда-либо задаваемые. Например: почему солнце желтое, трава зеле-ная? Почему ветка плывет по воде, а камень тонет? («мозговой штурм» родители-дети)
-Предложить изготовить дома с детьми некоторые детали коллективной работы.
-Ручной труд, художественное творчество из природного мате-риала.
Разработать цикл занятий и бесед опытно-экспериментальной деятельности.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
(исследовательский) :
Задачи:
- расширять представления детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях с весны до осе-ни;
- развивать интерес к жизни животных и насекомых, бережное и чуткое отношение к миру природы через словесное творчество;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
- вызывать у детей желание помогать объектам природы : растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным, человеку;
- развивать умения видеть проблемные ситуации, описывать их, запечатлевать на фотографии.
- закреплять знания о животных, птицах, растениях нашего района.
- развивать умение оценивать (сравнивать) состояние объектов природы.
- Совместная работа с семьей занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является важной частью работы дошкольного учреждения.
Организация в группе познавательно экологической среды,
-Пополнение уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.
(Коммуникативная)
Ситуативные разговоры с детьми об уголке экспе-риментирования: «Что нужно»? «Что для чего».
Экологические беседы :
«Растения на участке»,, «Деревья – великаны и долгожители»;
«Птичий двор», «Удивительные птицы», «Птицы у нас дома»;
«Собака – друг человека», «Детки в клетке», «Домашние животные»;
«Путешествие дождинки», «Планета Земля», «Жизнь в пустыне»;
- Беседы познавательного характера, использование наглядности (иллюстрации, мультимедиа средства)
- Чтение художественной литературы о мире природы, ее обитателях: Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых. В. Танасийчука «Шести-ногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка». О многообразии мира травянистых растений А. Огнева «На лесной поляне», и другие. Предлагать приносить в группу и читать дома с детьми книги о мире природе.
- Дидактические игры: «С ка-кого дерева листок», «Кто чей малыш», «Кто, где живет», «Парные картинки», «Чудес-ный мешочек», «Найди свой дом», «Отгадай по описанию», «Загадай - отгадай», «Чья это тень?» и другие.
- Предлагать играть дома в аналогичные игры. «Игровая»
Расширение представлений о мире природы, развитие психических процессов, беседы в процессе игры.
Подвижные игры и упражнения: «Зайцы и медведи», «Волк и зайцы», «Кот и мы-ши», «Лиса в курятнике», «Лягушки и цаплята», «На лугу», «Такой листок, лети ко мне», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Ку-ры в огороде», «Вейся венок», «Конники» и другие. Предлагать играть дома в аналогичные игры.
Развитие двига-тельной активности детей посредством игр, закрепление знаний о передвижении животных, их взаимосвязях, природных явлениях.
Создание экологической развивающей среды в ДОУ: оформление настенных карт по флоре и фауне Алагирского-района «Кто, где живет, что где растет». Индивидуально. Под-готовка изображений (печать на самоклеющейся бумаге) насекомых, животных, птиц, рыб, растений; «Продуктивная»
Наклеивание картинок на карту области, развитие навыков ориентировки в пространстве (левее - правее, выше - ниже).
Посадка цветника, уход за цветами (подснежники,астры, тюльпаны, герань и др). После бесед подбирают семена, луковицы (1 шт от семьи). Копают клумбы под посадку.
Дети активно наблюдают и участвуют в создании цветника. А так же
ухаживают за цветами - полив, прополка, рыхление.
- Проведение опытов, зари-совка этапов деятельности (схемы, картинки, составление описательных рассказов.
- Ручной труд экологической направленности.
Изготовление макетов «Уголки родного края»\Подбор природных материалов. Участие в создании маке-тов.
- Экскурсии в парк нашего го-рода.
- Цикл практических мероприятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
Разработка собственных экологических знаков
Развивать воображение, фантазию, память, внимание, умение соотносить картинку и схему.
Практические мероприятия «ЭКОЛЯТА - юные экологи»
- изготовление скворечников и кормушек с помощью родите-лей, развешивание их на территории детского сада;
- уборка определенных уголков природы от мусора в совместной деятельности детей и родителей.
- Коллективная работа из при-родного и бросового материалов «очумелые ручки» Предложить
изготовить дома с детьми некоторые
детали коллективной работы.
Организация в ДОУ видеотеки экологической направленности «О жизни природы» : подборка мультфильмов (например, «Белый Бим Черное Ухо», «Где ты, Багира?», «Детство Бэмби», «Тропой бескорыстной любви», элек-тронных презентаций (в ин-тернете).
Опрос родителей «Что смотрит ребенок дома о природе»
В беседах и разговорах,выяснить, какие мультфильмы о животных смотрят дома.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Викторина «Знатоки при-роды» -Закрепить знания о природе.
5. Ожидаемые результаты проекта:
• Расширение знаний о растительном и животном мире родного края.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Укрепится совместная работа с родителями в экологическом воспитании дошкольного возраста.
6. Заключение.
Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать раз-витие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использова-ние метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности дошкольников.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в стар-шем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекатель-ной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца не-возможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных. Любить свой край, любить природу!