Давыдова Елизавета Григорьевна
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА»
Г. ТЫНДЫ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
консультация
Воспитатель :
Давыдова Елизавета Григорьевна
2018
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность и перспективность опыта: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.
При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
Цель: представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой родного края на основе теоретического анализа.
Задачи: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:
• метод теоретического анализ;
• метод научного наблюдения;
• метод беседы;
• метод постановки оптимальной работы.
Практическая значимость данной работы заключается в исследованиях проблемы, методов и средств организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ при ознакомлении с природой Родного края.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в периоды взросления и зрелости.
В нынешних условиях жестокого экологического императива, преодоление которого только сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы. «Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, является ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н. Н. Моисеев).
Профессиональная подготовка педагога.
Система экологического образования в детском саду.
Создание экологически развивающей среды в детском саду.
Самообразование педагогов.
Экологическое образование дошкольников.
Экологическое просвещение родителей.
Работа с социумом.
Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу.
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса попадает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир. Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство. Его надо беречь.
Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки- один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им помочь сохранить её на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.
Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др. С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе : за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле… А в старшем возрасте наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек, птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные, пролётные). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?».
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели:
Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;
Календари наблюдений за ростом и развитием растений;
Календарь наблюдений за птицами.
Экологическое воспитание проводить в тесной связи с семьёй. Родители оказывают мне посильную помощь в экологическом воспитании своих детей (скачивают информацию и документальные фильмы о животных из интернета, иллюстрации, изготавливают с детьми кормушки для птиц, приносят семена цветов, помогают засаживать клумбы цветами). На первом родительском собрании «Ребёнок и природа», совместно с родителями, можно поставить следующие задачи:
Приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
Заботиться о птицах, животных;
Учить детей видеть красоту окружающей природы.
Проведение анкетирования родителей на тему «Что такое экология и нужно ли её изучать» ещё одна форма работы с семьёй. Педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомим детей и родителей с экологическими приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Организация консультацый, на которых объясняем, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. Ежегодно весной в нашем детском саду проводится субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. Родителям советую сходить с детьми в лес в разное время года (весной - рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц, летом – понаблюдать за бурной жизнью насекомых, осенью – полюбоваться красотой осенних деревьев, зимой – полюбоваться красотой зимнего пейзажа.)
Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников можно построить по следующим принципам:
Постепенность – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; (окружающее природное пространство города Тында).
Постепенное познавательное продвижение детей : от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.
Принцип гуманистичности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
Принцип деятельности в отношениях «ребенок – природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Наличие теоретической базы опыта. Теоретической базой опыта в значительной степени стали труды известных педагогов и психологов в области экологического воспитания в ДОУ : О. Ф. Горбатенко, Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова, С. Н. Николаева. ;
экологического воспитания в тесной связи с семьё й: И. А. Хайдурова, З. П. Плохий;
опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам Л. Н. Шевякова;
экологического образования Г. А. Ягодин.
Ведущая педагогическая идея деятельности. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем в процессе познания природы и взаимодействия с ней. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко. Естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Дети охотно играют в такие дидактические игры как «Как зовут тебя деревце», «Найди дерево по семечкам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что за птицы», «Отгадай, что за растение», «Четвёртый лишний», «Волшебный экран», «Путешествие по глобусу», «Парочки» и другие. С удовольствием разучивают подвижные игры «Совушка – сова», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Море волнуется раз» и другие.
Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время непосредственно образовательной деятельности. На НОД дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание. На некоторых объектах природы можно показать, что без них природа не может обойтись : что будет, если не станет комаров. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. НОД можно проводить с привлечением сказочных персонажей, но основываясь на научные данные. Например, НОД по теме «Лес» нам поможет провести сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной и Русалка.
Оптимальность и эффективность средств.
Осовная задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой.