Марина Насырова
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте. Период первых трех лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности : речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения.
Публикация «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Я работаю в младшей группе МАДОУ № 18. Одной из важнейших задач воспитательно-образовательной работы с детьми является сенсорное развитие. Поэтому поставила себе цель – способствовать сенсорному развитию детей средствами дидактических игр, которые сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.
Знакомя детей с содержанием игры, сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. С этой целью стараюсь использовать разные формы работы: индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная с взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Активно использую дидактические пособия и игры, которые постепенно становятся разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
Дидактическая игра используется мною не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами работы с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребенка по ходу или в конце занятия: «И Саша, и Таня, все дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Катя». Когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Дети всегда активно включены в игры: каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т. д. ; отмечалось более уверенное владение детьми эталонами, малое количество ошибок даже в сложных заданиях.
Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности я старалась развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор.
Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе и в ДОУ. Помимо различных дидактических игр и пособий, которые находятся в группе, в ДОУ организована сенсорная, комната, в которой организуется совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Таким образом, сенсорное развитие осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.
В работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома». В уголке для родителей постоянно помещались консультации, например «Особенности сенсорного развития детей». На стенде размещались информационные листы «Изготовим игрушку своими руками» «Учись, играя». Была организована тематическая фотовыставка «Поиграй со мной», где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах. Родители не остаются равнодушными в вопросах развития детей. Совместно со мной изготовили много дидактических пособий, сшили развивающие книжки, приобрели в группу дидактический материал.
Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта; на сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Воспитатель младшей группы МАДОУ № 18 г. Салават – Насырова М. А.