Лариса Ерушова
Развитие самостоятельности старших дошкольников в процессе организованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявляют способность к волевым усилиям;
- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявляют способность к принятию собственных решений.
Публикация «Развитие самостоятельности старших дошкольников в процессе организованной деятельности» размещена в разделах
ФГОС указывают, что поддержка детской инициативы и самостоятельности является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
А это значит, что на этапе дошкольного детства мы должны сформировать не просто будущего школьника, а социально активную, самостоятельную личность.
Самостоятельность – это качество, необходимое человеку в жизни, и воспитывать его необходимо с раннего детства.
Цель моей педагогической работы – воспитать детей целеустремлёнными, активными, самостоятельными. Зажечь в них искорку уверенности в себе, готовности к школьной жизни.
Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми.
Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, выбору альтернатив.
В процессе организованной деятельности, п
роводимой педагогом-психологом, деятельность каждого ребенка осуществляется совместно с другими детьми при партнерских способах взаимодействия, которые направлены на обучение их средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь способствуют решению данной проблемы (фото 1)
Так, в процессе выполнения задания в парах «Рукавички», дети учатся самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, подбирать средства для выполнения задания, преодолевать возможные разногласия в совместной деятельности для достижения необходимого результата.
В таких играх у детей появляется ответственность за свою работу, они проявляют инициативу, начинают работать совместно, распределяя между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы товарищ мог их успешно продолжить. Выполняя совместное задание, ребята оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность.
Игра в парах «Поссорились-помирились» способствует активному взаимодействию со сверстниками, эмоциональной отзывчивости, выразительности. В этой игре мы развиваем стремление к дружной самостоятельной деятельности, воспитываем привычку к использованию нравственно-приемлемых способов взаимодействия, активно внедряем элементы взаимообучения и взаимопомощи.
Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая предполагает развитие умения и желания вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели. Для этого мы включаем в организованную деятельность игру «Через болото», где ребята не только тренируются в овладении основными движениями, учатся контролировать свои движения и управлять ими, но и оказывают необходимую взаимопомощь друг другу, учатся сопереживанию.
Показателями самостоятельности старших дошкольников выступают : стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослого, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И все эти задачи успешно решаются в процессе выполнения творческих заданий в подгруппах по 3-4 ребёнка (фото 2)
Использование таких заданий как «Научи своего друга тому, что умеешь сам», выполнение работы по коллективному замыслу его участников, самостоятельная организация деятельности по предложенному педагогом заданию – все это способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка взрослого, а также активно поддерживаемое педагогом стремление старших дошкольников стать самостоятельными.
Проявление инициативы – это первый компонент в развитии самостоятельности. Поэтому в процессе организованной деятельности мы стараемся активно побуждать детей к проявлению инициативы, обучая их самостоятельному планированию предстоящей работы, развиваем умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
Важную роль в развитии самостоятельности играет обучение детей элементарному самоконтролю, который осваивается детьми постепенно.
Необходимое условие развития самостоятельности ребёнка – это вовремя помочь ребенку, научить его при необходимости обратиться за помощью. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится такой компонент самостоятельности как целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно (фото 3)
В начале проведения занятий были дети, которые чувствовали себя неуверенно, зажато, с трудом выражали свои мысли, некоторые испытывали страх и неуверенность при общении. Этих ребят мы старались поставить в пару с более активными и самостоятельными, учили их рассказывать о своей деятельности не только перед своими товарищами, но и перед взрослыми. В течение года дети научились действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без обращения за помощью взрослого. Самостоятельность и способности у таких детей появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности (фото 4)
Сегодня процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.
В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т. е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.
Актуальность темы в настоящее время очевидна, поскольку формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста – это одна из острых проблем современности.
Главная наша задача на сегодняшний день – научить детей быть самостоятельными, уверенными в себе, готовыми к школьному обучению, адаптированными к условиям жизни в современном обществе.
Используемая литература
1. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. / Н. Букина / Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12 – с. 28-33.
2. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей – Российский гос. пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.
3. Гуськова Т. В., Что такое самостоятельный ребёнок. // Д. в. -1988.-№11.-с. 60-64.
4. Гуськова Т. В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? // Д. в. -№8.-с. 65-69.
5. Исаенко Т. В. Игры для сплочения детского коллектива «Методические рекомендации для педагогов детского сада» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 9. – ART 131635. – 0,3 п. л. – URL :
https://www.kids.covenok.ru/issue/131635.htm. –
6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
/Утвержден Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 г.
7. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д. в. 2002.-№8.-с. 28-29.