Валентина Коровико
Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх
«Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества»
Н. К. Крупская
Публикация «Развитие самостоятельности и творчества детей при выполнении физических упражнений и в подвижных играх» размещена в разделах
В развитии творческой активности детей важное место отводиться эмоционально-образной методике руководства. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.
Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий животный мир.
У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки» крылышками. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка предать изображаемому образу живой характер, он вживается в образ. В этот момент у него активно включается ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.
Подвижная игра с одной стороны дает возможность ребенку познать окружающую действительность, а с другой - развивает его способности и творческую деятельность.
Важная роль в проведении игры принадлежит художественному слову, оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и ритмом, мелодичностью, что воздействует на фантазию, воображение, будит мысль и чувство.
Чем больше внимания уделять развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем не обычнее, интереснее придумывают дети упражнения, движения в играх. В игре «Ровным кругом» я сначала сама показывала разные движения, и только потом был показ детей.
Важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка.
Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем возрасте. В репертуаре подвижных игр у малышей преобладают сюжетные игры, которые помогают ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыши испытывают радость от самих движений: прыгают как «зайчики», бегают как «лошадки». Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания. Первоначально педагог выполняет ведущую роль, в то же время играет вместе с детьми. Он и кошка, и мышка, и автомобиль. Дети не замечают такого перевоплощения воспитателя и действуют с увлечением.
Под действием физических упражнений улучшается деятельность центральной нервной системы. Дети становятся бодрыми, веселыми, жизнерадостными.
Дети неохотно играют с малоподвижными детьми, такие дети становятся малообщительными. У нас в группе есть такие дети: Тимофей, Артем, София, Настя, Варя, Ангелина. Стараюсь таких детей вовлечь в игру и даже дать им роль ведущего.
Детям 3-х лет вполне доступны в элементарной форме сюжеты музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действие совместно.
Развитие интереса к физическим упражнениям происходит на основе игры. Малыши, преодолевая препятствие, радуются, находя неожиданный сюрприз. Игрушки и пособия для игры (флажки, ленточки, мячи) должны быть яркими, красочными.
В свободное время дети занимаются физкультурой: ползают, подлезают под дугой, подтягиваются, чтобы позвонить в колокольчик, достать бабочку, цветочек. Выполняя эти упражнения, ребенок приобретает навыки в основных движениях, а это способствует правильному развитию детского организма, формирует двигательную активность.
Физически развитые дети, как правило, не нуждаются в помощи, выполняют упражнения самостоятельно, а малоподвижные, робкие нуждаются в поддержке воспитателя, в этом и есть дифференцированный подход. Поощрения действия ребенка вызывают у него желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Вызвать интерес к движениям помогают стихи, песенки, потешки. Стараясь разнообразить подвижные игры, придумываю разные варианты игры, что способствует развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. Сменой атрибутики обеспечиваются разные варианты игры. В игре «Два мороза» изменила правила, что бы она была детям доступна: роль Мороза взяла на себя и дети просто перебегали с одной стороны площадки на другую.
Объясняя новую игру, не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно, это доставляет детям большое удовольствие, особенно в младшей группе, дети вслушиваются в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают.
Малыши очень любят заниматься физкультурой в коллективе. Во время утренней гимнастики использую разнообразные игровые приемы. Ходьба у нас под песню «Мы солдаты», подвижные игры - с художественным словом : «Гуси», «Огуречик», «Мыши и кот», «Карусель», «Пузырь», «По ровненькой дорожке». Сопровождаю песней игры: «Паровоз», «Самолеты», «Котята», «Трамвай». Даже при выполнении упражнений использую пение : «Неваляшки», «Часики», «Птички», «Лодочка», «Кошечка», «Зайчики».
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, они развивают ловкость, смелость, выносливость, быстроту и красоту движений, проявляют смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине. Дети любят играть в такие игры как «Баба-яга», «Гуси», «Огуречик», «У медведя во бору», «Совушка», «Кот и мыши».
Распределение ролей, которое помимо считалок, проходит иногда путем назначения водящего. Необходимо поощрить и активизировать застенчивого ребенка, или наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким, отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включится в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего.
Подвижные игры провожу не только на гимнастике и прогулке, но и на НОД - «Зажги фонарик», «Рыбки», «Светофор». Раз в месяц провожу Праздники здоровья, используя опыт М. Ю. Картушиной, и хотя основное в теме их воспитание культурно-гигиенических навыков, которые играют важную роль в охране здоровья детей, но построены эти развлечения на подвижных играх, где может больше проявится инициатива и творчество детей. Во время развлечения «Мишка на прогулке», дети не только закрепили умение выбирать одежду для зимней прогулки и последовательность одевания, как животные зимуют, но и поиграли в игры «Лиса и зайцы», «Мишка косолапый», «Катание на санках», «Зайка», музыкальная игра «Метелица. Провожу эти развлечения вместе с музыкальным руководителем, ведь именно музыка придает особенный оттенок хороводным играм. Необходимо поощрять малейшее проявление самостоятельности у детей.
При показе сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», перед детьми была поставлена задача, что козлята как и в сказке не послушались маму и открыли волку дверь, а в этой сказке не соблюдали правила дорожного движения. После того как дети выучили слова и поняли смысл своей роли, творчество их было на высоте, роль сыграли прекрасно Дети часто вспоминали этих непослушных козлят.
Наша задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться, к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, этим дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.