Ирина Зырянова - Серебрякова
Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В. Сухомлинский.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.
Публикация «Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх. Игра самых маленьких детей так и называется сюжетно – отобразительная, в ней отображаются хорошо знакомые сюжеты, взятые из жизни.
В сюжетно – отобразительной игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. В реальной жизни мы постоянно слышим от малышей: «Я сам!», в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность.
Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.
Как дети могут проявлять самостоятельность в игре? Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.
Как развивать самостоятельность у детей в игре?
В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.
Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.
В сюжетно – отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Но все же малыши постепенно начинают проявлять интерес к играм сверстников, наблюдают за ними. Такой интерес нужно всячески поддерживать, что в последствии приводит к проявлению желания играть совместно с другими детьми.
Также большую роль играет рациональное размещение игрового материала. Его нужно располагать так, чтобы играющие дети, с одной стороны, не мешали друг другу, но при этом имели возможность наблюдать за играми сверстников, то есть играли рядом. Поскольку на этапе сюжетно-отобразительной игры дети еще не принимают роли, при оформлении игровых уголков не нужны ролевые атрибуты.
Сюжетно-отобразительная игра присуща только детям до 3 лет. Огромным достижением, свидетельствующим о завершении этапа сюжетно – отобразительной игры, является принятие детьми на себя ролей взрослых.
Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.
Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на этапе сюжетно – отобразительной игры, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть.
Как же развивать самостоятельность на этом этапе?
Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.
К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.
Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.
К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно – ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.
В развитой сюжетно – ролевой игре дети обязательно вступают во взаимодействие. Детям сложно вступать во взаимодействие со сверстниками, но к старшему дошкольному возрасту, при условии правильного руководства игрой, они овладевают этим явлением.
В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет им самостоятельно договариваться о продолжении игры. Тем не менее, самостоятельность в игре может быть развита не у всех детей, поэтому перед воспитателем ставятся следующие задачи руководства:
- Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.
- Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.
- Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре.
Итак, на протяжении дошкольного возраста игра в развитии проходит три последовательных этапа: сюжетно – отобразительную, начальный этап сюжетно – ролевой и развитую сюжетно – ролевую игру.
Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность и творчество.
Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.
Уровень самостоятельности
3 – 5лет
- замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;
- выбирают роли;
- ставят взаимосвязанные игровые задачи;
- решают, с кем играть;
- сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;
- ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;
- учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач;
- самостоятельно включают в игру предметы – заместители;
- младшие дошкольники играют рядом;
- дети среднего дошкольного возраста взаимодействуют в игре со сверстниками;
- дети среднего дошкольного возраста ставят игровую задачу сверстникам и принимают их от сверстников;
- взаимодействие со сверстниками кратковременное;
5 – 7лет
- самостоятельно выбирают тематику игр, определяют замысел;
- отображают в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;
- ставят игровые задачи сверстникам, определяют предметные и ролевые способы их решения;
- принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия;
- поддерживают длительное взаимодействие в игре;
- меняют роли в процессе игры;
- ведут ролевой диалог;
- ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;
- взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;