Оксана Сазанакова
Развитие самостоятельности, детского творчества и фантазии посредством применения технологии «Графическая практика»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач ФГОС ДО является формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. Наша задача сделать этот процесс нескучным. Решая эту задачу, мы начали искать интересные способы и методики. Так в нашей педагогической копилке появилась одна из технологий методика «Графическая практика», в основе которой лежат теории Льва Семеновича Выготского. Согласно Выготскому, рисунок представляет собой не только стадию формирования знаково – символической деятельности, предшествующую овладению письменной речью; развитию мелкой моторики и умению владеть пишущими инструментами, но и помогает ребенку устанавливать связь между изображаемым предметом или действием и его символическим изображением.
Публикация «Развитие самостоятельности, детского творчества и фантазии посредством применения технологии „Графическая практика“» размещена в разделах
Графическая практика – это не урок рисования. Здесь важен ритм и повторяющиеся символы, поэтому необходимо подобрать соответствующую музыку. С музыкальным руководителем сделала первые шаги в применении технологии. Дети на музыкальном занятии в воздухе под музыку рисовали символы. При этом мы обращали внимание на правильное расположение кисти рук. В настоящее время дети с удовольствием принимают правила игры.
Видеоотрывок музыкального занятия.
Суть технологии заключается в том, что вниманию детей предлагается короткая история, или сказка (отрывок). Истории мы берем не только книжные, но и сочиненные детьми. Благодаря чему развиваем инициативу и фантазию ребенка. Ведь каждый может принести уже готовую сочиненную дома историю. Или сочинить в группе. Тексты подбираем к той теме, которая обсуждается в группе на утреннем круге. Далее рассматривает рисунки, иллюстрации по сказке или истории. И предлагаем нарисовать ее, но не рисунком, а символами. Если важно, чтобы дети изобразили, к примеру, кружки и точки, делим их на отдельные элементы – кружки отдельно и точки отдельно. Или веселое настроение изображаем дугой – улыбкой, грусть – обратной дугой. Нет необходимости рисовать целый смайлик. Проще будет детям зарисовать, а нам слова ритмические подобрать. Упрощаем сложное и не усложняем простое! Не предлагаем слишком замысловатых фигур, за которыми трудно увидеть реальный предмет, детям трудно их рисовать, да и слова – помощники подобрать непросто. Что касается ритмических слов. Как помогают ритмические слова в графическом изображении? Например, знакомим с новым элементом завиток. Что он может обозначать? И здесь опять требуется фантазия детей и инициатива : улитка, ракушка, снежный ком, рулет, рулон, ветер. Как помочь детям изобразить завиток. Вот здесь и пригодятся ритмические слова (крутим, крутим, крутим, стоп). Ритмические слова помогают ребенку регулировать движение руки: вовремя начать движение, вовремя закончить. Задают траекторию: направить руку вверх, вниз или по кругу. Ребёнок сам себе командир. При словах «крутим, крутим, стоп» голова контролирует, рука выполняет. Иногда в качестве регулирующих слов используем слова «лучик-раз, лучик–два», «сугроб-сугроб-сугроб», «улыбочка-улыбочка». Главная особенность данных слов в том, что они задают ритм в создании зарисовок. Это важно!
Видеоотрывок занятия.
Где можно использовать еще графическую практику? При зарисовке своих рассказов, новостей,
составлении плана дня! Заучивание стихотворений. Например : к новогоднему утреннику детям раздаем стихи, но родители заняты, а дети в преддверии праздника волнуются. Дети зарисовывают стихотворения, которые затем успешно учат сами, опираясь на свои зарисовки. Графическая практика делает акцент на развитии мелкой моторики руки, способности регулировать свои движения, самому «руководить» процессом создания изображений, контролировать свои действия, записывать историю.
Видеоотрывок заучивания стихотворения.
Данная методика позволяет не только делать акцент на развитие мелкой моторики и подготовить руку к письму, но и развивать психические процессы: внимание, память, воображение и речь ребенка. Также регулировать свои движения, самому руководить процессом создания изображений, контролировать свои действия, записывать свою историю. Наши дети смогут в игре получить навыки, которые им помогут в дальнейшем обучении в школе.
Практическое выполнение задания с педагогами.
Давайте вместе сочиним историю о зимнем празднике из 6 – 7 предложений. Я его запишу.
Возьмите лист бумаги и карандаши.
Сейчас я предлагаю вам зарисовать нашу историю с помощью волшебных узоров. Напоминаю правила: когда звучит музыка, мы рисуем, когда музыка остановиться, мы поднимаем руку с волшебным карандашом вверх.
Начинаем нашу историю: Читаю предложение. Спрашиваю педагогов: как можно нарисовать … с помощью волшебного узора? ( Музыка играет: круг, круг, круг (или то, что предложили участники) …. Музыка заканчивается, педагоги поднимают руку вверх).
…. Как мы можем нарисовать с помощью нашего волшебного узора? (волна или) Волна, волна, волна стоп.
И так проигрываю весь рассказ с педагогами.
Посмотрите, как мы нарисовали нашу историю. Она вам понравилась?