Светлана Сульдина
Руководство к сюжетно-ролевой игре «Семейное путешествие на самолете»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Задачи руководства :
1.
- расширение представлений дошкольников о работе аэропорта ( зоны обслуживания: сдача багажа, таможенный контроль, паспортный контроль);
- уточнение и обогащение знаний детей о профессиях аэрофлота;
- закрепление знаний о воздушном транспорте (виды пассажирских самолетов : Ту-154, «Боинг-757», Ил-86, Аэробус А-340);
- развитие творческого воображения;
- развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных действий;
Публикация «Руководство к сюжетно-ролевой игре „Семейное путешествие на самолете“» размещена в разделах
- Аэропорт, полет на самолете. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- способствовать развитию речи и коммуникативных умений у детей;
- вызвать познавательный интерес к путешествиям.
2. Способствовать формированию игровой деятельности: а) формировать умение самостоятельно выполнять ролевые действия, проявлять инициативу и творчество; б) обучать детей игровым действиям: оборудовать место для игры; договариваться при распределении ролей; подбирать и использовать по назначению атрибуты; использовать в речи специальную терминологию, речевые обороты; выполнять игровые действия в соответствии с ролью; взаимодействовать по ходу игры с партнерами и другими детьми.
3. Формировать способы взаимоотношений: проявлять дружелюбие, взаимопомощь, внимание, культуру общения в общественных местах.
II. Подготовка к игре :
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Октябрь - изготовление «документов» для пассажиров (паспорта, билеты,
- изготовление информационных табличек с надписями,
- изготовление бейджиков,
-изготовление путевок,
- изготовление рекламы агентства,
- изготовление прайс-листа,
-изготовление сувениров • Просмотр фильма о летчиках.
• Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций о самолетах, летчиках, стюардессах, аэропорте.
• Рассматривание макетов самолетов.
• Встреча с представителями профессии.
• Беседа о воздушном транспорте.
• Рассказы детей о полете на самолете из личного опыта.
• Беседа о труде работников аэропорта.
• П/и «Летчики».
• Словесная игра «Закончи предложение».
• Рассматриванием картин со странами.
• Знакомство с различными континентами. • Научить организовать пространство аэропорта (кассы, пункт регистрации пассажиров, пропускной пункт).
• Управлять самолетом.
• Проводить технический осмотр и заправку самолета топливом.
• Регистрировать пассажиров, оформлять багаж.
• Обслуживать пассажиров в полете.
III. Перспективный план подготовки к игре «Семейное путешествие на самолете»
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
Самолет
Семья 1. Диспетчер
2. Таможенник
3. Контролер
4. Командир
5. Пилот
6. Стюардессы
7. Мама
8. Папа
9. Ребенок Шапочка пилота, штурвал, фотоаппарат, сотовые телефоны, рюкзак, сумка, набор посуды, поднос.
1. Делает объявление о рейсе;
2. Проверяет багаж;
3. Проверяет документы (паспорта, билеты, оформляет багаж и пропускает пассажиров на посадку. Уважаемые пассажиры, проходите, пожалуйста, занимайте свои места.
Пристегните ремни, наш самолет идет на взлет/ посадку.
Сопутствующие сюжеты
Автобус 1. Шофер
2. Гид Руль, микрофон 1. Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал.
2. Встречает туристов, знакомит с программой туристического отдыха. Провожает туристов в гостиницу, проводит ознакомительную экскурсию с достопримечательностями. Добро пожаловать…
Обратите внимание…
Туристическое агентство 1. Директор агентства
2. Туроператор
3. Менеджер по туризму
Игрушечный компьютер, путевки, реклама агентства, прайс-листы, карта области, мира, глобус, рекламные журналы и буклеты, костюмы сотрудников агентства: кепка, жилет, бейджи. 1. Руководит, налаживает контакты с туроператорами других городов, стран;
2. Встречает клиентов в офисе, помогает им выбрать направление маршрута, предлагает клиентам разные варианты отдыха, знакомит клиентов с рекламными проектами.
3. Готовит визы, занимается бронированием номеров и билетов. Куда бы вы хотели поехать?
Посмотрите наш каталог, может вас, что-то заинтересует!
Я бы вам посоветовала…
Приятного путешествия.
IV. Ход игры
В группу входит педагог-психолог с картой или глобусом мира, чемоданом. Создается проблемная ситуация: куда отправиться в путешествие на самолете. Затем обращается за помощью к детям в выборе страны. Воспитатель напоминает детям и задает наводящие вопросы о странах и континентах (загадывает загадки). Дети выбирают маршрут поездки по заданным параметрам: в стране многообразие достопримечательностей, теплый климат, море или океан и т. д. Педагог-психолог обращает внимание детей на чемодан и предлагает посмотреть, что в нем лежит. В чемодане находятся атрибуты для игры. По очереди дети наугад выбирают себе предмет из чемодана. Затем детям предлагается поиграть в игру «Семейное путешествие на самолете». Детям задаются наводящие вопросы о том, что необходимо для игры. По выбранным атрибутам из чемодана распределяются роли участников игры.
Семья готовиться к путешествию и отправляется в туристическое агентство, знакомится с турами, выбирает определенный маршрут и едет на отдых.
Воспитатель и дети определяют последовательность действий в игре :
- пассажиры собирают багаж,
- работники аэропорта расставляют необходимое оборудование,
- пассажиры попадают на территорию аэропорта (можно предложить сопутствующий сюжет – приезжают на автобусе,
- на посадочной площадке идет подготовка самолета (постройка, техосмотр, заправка,
- работники аэропорта занимают свои места,
- пассажиры получают билеты в кассе и ждут в зале ожидания (можно предложить сопутствующие сюжеты – кафе, киоск с сувенирами,
- диспетчер делает объявление о рейсе,
- таможенник проверяет багаж,
- пассажиры идут к пункту регистрации, предъявляют документы,
- контролер оформляет багаж и пропускает пассажиров на посадку,
- в самолете к полету готовится экипаж,
- стюардессы встречают пассажиров в салоне самолета, помогают им найти свои места по билетам,
- командир самолета через пилота запрашивает у диспетчера разрешение на взлет,
- экипаж самолета осуществляет взлет, полет и посадку,
- стюардессы во время полета делают информационные объявления, предлагают услуги, отвечают на вопросы пассажиров,
- пассажиры спокойно сидят в креслах, смотрят в иллюминаторы, употребляют напитки, рассматривают журналы,
- после окончания полета пассажиры покидают салон,
- экипаж осматривает машину, отдыхают.
После распределения ролей дети выбирают для себя элементы костюмов, атрибуты, предметы. С помощью педагога они создают воображаемую ситуацию – оборудуют площадку аэропорта, строят самолет, организуют место для турагентства.
Воспитатель и педагог-психолог в процессе игры помогают детям советом, показом действий, поддерживают игровую ситуацию, используют атрибуты, речевые обороты, специальную терминологию, задают вопросы, вводит сопутствующие сюжеты и персонажи, а также поддерживают проявление инициативы, творчества при разыгрывании ролей. В процессе игры педагог-психолог в роли пассажира создает ситуацию: потерялся багаж. Детям, проигрывая свои роли, необходимо разрешить данную ситуацию. Воспитатель может взять на себя роль диспетчера или контролера, педагог-психолог – роль гида или директора турагентства.
V. Окончание игры
Стюардессы объявили об окончании полета. Пассажиры прилетели в место назначения, их встречает гид и на автобусе доставляет в гостиницу, помогает расселиться. А у специалистов всех служб есть еще дела – навести порядок на своих объектах (убрать атрибуты, предметы).
VI. Оценка игры
По окончанию игры детям могут: 1) задаваться вопросы: Как вы думаете, какая роль была самая интересная, какая роль была исполнена более удачно, в какой роли вы хотели бы поучаствовать в следующий раз, что можно было бы добавить в игру, чтобы было еще интереснее? 2) предлагается выбрать картинки определяющие роль и методом рейтинга определить самую лучшую роль.
Предлагается детям похвалить друг другу за исполнение ролей. Например, - полет прошел нормально, все службы аэропорта работали без сбоя. Потому что хорошо был проведен техосмотр механиком (Имя ребенка, радист (Имя ребенка) был внимателен и передавал командиру рекомендации диспетчера (Имя ребенка). Очень уверенно управляли самолетом летчики, они ответственно отнеслись к своим профессиональным обязанностям. Немного были проблемы с выдачей багажа, но работники аэропорта (Имена детей) справились с ними самостоятельно.
- Если вам понравилась игра, давайте вместе похлопаем в ладоши.