Надежда Фирсова
Семинар-практикум «Развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у младших дошкольников посредством игровой деятельности»
1. Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим, моя задача как воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Педагог должен помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем мог легко адаптироваться к реальной действительности.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
2. Игровая деятельность слабовидящих дошкольников имеет определённую специфику. Проведённые исследования доказывают, что снижение зрения накладывает определённые особенности на ориентировку ребенка – дошкольника в бытовой и социальной жизни. Нарушение зрительного восприятия препятствует полноценному познанию окружающего мира и отношений в нём. В связи с этим у детей возникают трудности с неумением организовать сюжет игры. Так некоторые дети бродят от одного игрового поля к другому, выполняя действия с игровыми предметами несоответствующие их функциональному назначению действия. Следует отметить трудность организации сюжетно-ролевых игр связанную с неумением слабовидящих дошкольников распределять роли между участниками. Зачастую это связано с незнанием практических действий, обусловленных их ролью в игре.
Поэтому я выбрала игру в качестве основного средства развития навыков и умений у слабовидящих детей по ориентировки в социальном и бытовом пространстве. Мною были отобраны и систематизированы сюжетно-ролевые игры, и игровые задания по основным темам коррекционного раздела «Социально – бытовая ориентировка» : «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Дом, Семья», «Наш детский сад», «Культура поведения», «Транспорт», «В магазин за продуктами».
3. Основные задачи, решаемые мною в процессе игровой деятельности с младшими дошкольниками это :
- информирование о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними. Выработка практических умений и навыков пользования некоторыми предметами окружающего социально – бытового пространства;
- информирование о социальном окружении и социальных связях, развитие умения отражать в игровой деятельности явления социальной и бытовой жизни. Побуждение к установлению контактов с окружающими, адаптирование навыков культуры поведения и общения через игровую деятельность. Выработка приемов, направленных на разностороннее взаимодействие в социально – бытовом пространстве.
Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнку необходимо иметь определённые знания об этом. Дети с нарушением зрения не в состоянии овладеть этими знаниями без активной помощи взрослых, поэтому в процессе обучения проводится целенаправленная работа по обогащению жизненного опыта детей, формируются практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях.
4. Поэтому большое внимание уделяется дидактическим играм, поскольку это, прежде всего игры обучающие, а детей этой категории, как считают специалисты, необходимо подводить к игре, то есть создавать специфические условия, обеспечивающие обучения его игровым действиям, по отображению социальной действительности. Ценность игры для детей с нарушением зрения, по моему мнению, состоит в том, что в ней создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
На начальном этапе обучения игровым действиям основная моя задача была направлена на информирование воспитанников о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, о социальных связях и способах конструктивного взаимодействия. Я осуществляла обучение детей игровым и ролевым действиям, развивала представления об окружающем мире для дальнейшего сюжетного отображения его в игре. Например, в результате специально организованных дидактических игр, типа «Путешествие в страну вещей», «Дом, в котором ты живешь» и т. п. мною формировались осознанные представления о предметах быта, способах их применения. Посредством игр «Где ты живешь?», «На чем я путешествую?», «Что кому необходимо», «Так бывает или нет» и т. п. дети познавали социально – бытовое пространство, учились ориентироваться в нем, выполняя определенные игровые действия.
5. Для дальнейшего разнообразия игровых действий и развития игрового сюжета проводили наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, на которых обращали внимания на трудовые действия работников детского сада: младшего воспитателя, повара, медицинской сестры, шофера, дворника; рассматривали оборудование, предметы, инструменты которыми они пользуются для выполнения своих профессиональных обязанностей и обсуждали результаты их труда. Во время наблюдения я обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, рассказывая о том, какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно, поэтому все так вкусно.
6. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми младшего возраста необходимо объяснять и демонстрировать возможности использования игрушек и предметов в различных играх. Для этого необходимо детально рассмотреть используемые игрушки, строительный материал реальные предметы. Определить строение, назначение и расположение предметов в пространстве с помощью сохранных анализаторов. Следующий этап работы - овладение практическими действиями с игрушками и предметами. Это осуществляется в совместных действиях педагога и ребёнка, при условии многократных повторений и чётких описаний с постоянной сменой сюжета.
Далее малышам предлагались игры – инсценировки. Это помогало детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о возможных действиях в них («Кукла Наташа заболела», «На приеме у врача», «Устроим кукле комнату»). Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.
Я принимаю самое активное участие в играх, поскольку дети этого возраста не могут ещё самостоятельно выбрать игру и построить совместную деятельность.
В процессе организации сюжетно-ролевых игр очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов из-за игрушек или желаемой роли. Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует использовать характерную для маленьких детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.
Мною отмечено, что развитие умения ориентироваться в социально - бытовом пространстве служит средством более полного общения и самопроявления слабовидящего ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей.